RU  UK  EN
Статьи  >  Посети  >  Подземный блеск империи: будапештское метро

Подземный блеск империи: будапештское метро

Проведя всего час в полете, я вдруг узнал, что добрался до города, в котором находится самое старое в континентальной Европе метро. И это еще не все, чем примечательна будапештская подземка. OUTLOOK отправляется на прогулку по метрополитену одного из красивейших городов мира. Спускаемся?

Многовековой Будапешт считался вторым по важности городом в Австро-Венгрии. И хотя то государство просуществовало чуть больше 50 лет, пафос и достоинство империи никуда не улетучились. Взгляните хотя бы на здание венгерского парламента. Хотя одного случайно брошенного взгляда будет мало – в жизни вы не сможете оторвать глаз от этого шедевра архитектуры и проведете рядом с ним несколько часов.

Прогуливаясь под платанами по улице Байза, я решил перейти на другую сторону, чтобы рассмотреть один из домов. Нашел типичный подземный переход, спускаюсь – а там метро. На шуточной глубине в пять-семь метров оказалась небольшая уютная станция почти без людей.

Первые станции нынешней «желтой» ветки были построены в 1896 году к тысячелетию «Обретения венграми родины», когда они пришли на Дунай и основали Будапешт. Церемонию открытия линии, а это сразу 10 станций, тогда почтил присутствием сам император Австро-Венгрии Франц Иосиф.

Вполне может быть, что помпезный повод открыть метрополитен к круглой дате придумали уже после, ведь строить подземку в городе начали еще в 1870 году. В 19 веке Будапешт был одним из самых быстрорастущих городов Австро-Венгрии, и горожане задыхались без нового транспорта.

С начала 20 века тут все осталось по-прежнему: стены для защиты от сырости аккуратно декорированы плиткой, деревом и чугуном в стиле модерн. Говорят, что на станции «Улица Вёрёшмарти» даже сохранилась та самая табличка вековой давности. Через несколько минут к перрону прибыл крохотный 30-метровый желтый поезд, похожий на тягач фуникулера. За раз в 4 вагонах он может перевозить максимум 250 пассажиров, что вдвое меньше, чем в привычных нам.

Я зашел внутрь и уже через минуту приехал на другую станцию – пролеты тут очень короткие, в среднем по 400 метров. Перед отправкой поезд издает резкий громкий звук – так еще сто лет назад пассажирам сообщали, что вагоны вот-вот тронутся.

Самая старая «желтая» линия насчитывает 11 станций, ее длина чуть более четырех километров. Венгры даже не относят ее к метро и лишь по привычке называют по-старому «фольдалатти» («подземка»). Бегают вагоны под центральным фешенебельным проспектом Андраши и является одной из достопримечательностей города.

На фоне трогательной «желтой» остальные три ветки будапештского метрополитена – «синяя», «красная» и «зеленая» – это нечто! Строить их начали уже при социалистической Венгрии в середине 20 века. На станции «синей» ветки я вдруг увидел до боли знакомые всем жителям СНГ вагоны Мытищинского машиностроительного завода. Родом из 1970–80-х годов они неплохо сохранились. Только внутри у них поменяли обивку сидений и слегка модернизировали, чтобы сильно не гремели. Правда, в 2012 году эти уже почти музейные вагоны начали понемногу менять на современные.

Еще одна особенность будапештского метро – тут нет турникетов. Билет действителен лишь один час с того момента, как вы вставите его в специальный компостер – валидатор. Хотя спуститься в подземку и доехать куда нужно, в принципе, можно и так – никто вас не остановит. Однако не советую, так как прямо в вагоне или даже на выходе из метро вас могут остановить контролеры. И тогда эти грозного вида мужчины и даже женщины с красными повязками на рукавах оштрафуют на сумму, превышающую стоимость 65 (!) поездок. 

Фото: s3.amazonaws.com, www.steblina.com, s00.yaplakal.com, www.travelin.pl, europaenfotos.com, c1.staticflickr.com

Вам это будет интересно:
Дьордь Оравец. Интервью с венгерским пианистом, чьи руки парят над клавишами
Вот уже семь лет подряд осенний Киев наполняется звуками завораживающих мелодий и пронзительных этюдов выдающегся венгерского композитора Ференца Листа. Доброй традицией для Посольства Венгрии стало приглашать в Украину лучших музыкантов и преданных учеников маэстро в канун его Дня рождения. В этом году для исполнения легендарных произведений Листа в столицу прибыл знаменитый пианист Дьордь Оравец... Проекту OUTLOOK посчастливилось пообщаться с именитым музыкантом.
Посол Венгрии в Украине провел дипломатический прием
По случаю сразу двух национальных праздников Венгрии - Дня памяти венгерского восстания, который отмечают с 23 октября 1956 и Дня провозглашения Венгерской республики в 1989 году, в столице Украины провели торжественные мероприятия. Накануне празднования состоялся дипломатический прием в Посольстве Венгрии в Украине.
В Посольстве Венгрии анонсировали творческую осень
В Киеве состоялась пресс-конференция при поддержке посольства Венгрии в Украине, посвященная феерии венгерского творчества осенью 2017 года. Открыл встречу приветственным словом Посол Венгрии в Украине Эрно Кешкень оглашением программы культурных мероприятий, запланированных в Киеве при поддержке и содействии венгерских дипломатов и подчеркнул важность совместных проектов наших стран.
Мы там были: Будапешт – андеграундный эстетизм и оздоровление
Креативный копирайтер Маша Гольдман объездила чуть ли не полмира. Путешествия девушка может сравнить разве что с полезным наркотиком. Маша рассказывает, что каждая поездка, даже самая короткая и недальняя, дает ей полное возобновление сил и будто начало новой жизни. И, конечно, каждый новый город дарит свое специфическое наполнение. Сегодня она поделилась с нами изюминками венгерской столицы: что там стоит посмотреть, что обязательно сделать и что непременно скушать!
История бренда: Телеканал Discovery
Сегодня Outlook рассказывает об очередном вдохновляющем примере того, как мечта становится делом всей жизни. Создание одного из наиболее успешных каналов за всю историю телевидения – Discovery Channel, а следом и огромной медиа-империи Discovery Communications – просто не может не мотивировать на собственные большие дела.
История одной улицы: проспект Андраши в Будапеште
Почти в каждом туристическом путеводителе написано, что Будапешт – это восточноевропейский Париж, и спорить с этим утверждением не стоит, поскольку венгерская столица, так же как и французская, сражает своей роскошью, помпезностью и безупречным вкусом. А еще и Эйфель с собственным архитектурным бюро добавил ей «французскости». Исходя из всего этого, неудивительно, что главную артерию города – проспект Андраши – называют будапештскими Елисейскими полями.
Если у тебя 10 долларов и ты в Будапеште
Мы продолжаем нашу одну из наиболее практичных и полезных рубрик, посвященную ценам в городах и о том, как именно там можно потратить условные 10 долларов. Сегодняшний наш рассказ – о Будапеште, одном из наиболее популярных туристических центров Европы.
Термальные купальни: еще одна причина посетить Будапешт
Из-за его величественной красоты и роскоши многие называют Будапешт не иначе как «восточноевропейский Париж». В этом городе, буквально залитом бронзой и гранитом, часы прогулок и экскурсий летят незаметно, напоминая о себе уставшими и гудящими ногами под вечер. Чтобы хорошо перезарядиться после нескольких насыщенных дней и продолжить свое активное знакомство с венгерской столицей, Outlook приглашает вас в местные купальни, где вы обязательно получите такой необходимый заряд бодрости.
В Ашхабаде открылся новый международный аэропорт
В туркменской столице открылся новый Международный аэропорт Ашхабада. В церемонии ввода в строй главных воздушных ворот страны принял участие Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Международный аэропорт Ашхабада имеет пропускную способность 1600 пассажиров в час.
Их венгерские сердца. Самые известные представители страны
Вы, наверное, знаете или же непременно слышали, кто такой Кельвин Кляйн, и что он сделал для мировой моды. Но малоизвестен тот факт, что родители и бабушка Кельвина – из Венгрии. Так что сегодня мы рассказываем о людях с настоящими венгерскими сердцами.
Хайдусобосло: искупаться в золоте
Местные жители, вероятно, знали, что делают, когда решили залить гектары своей земли водой со странным цветом и запахом. Сегодня же Хайдусобосло купает в «кипящем золоте» миллионы отдыхающих, зарабатывая на этом золото настоящее. Исследования и археологические находки свидетельствуют о том...
Посмотри на это небо. Лучшие планетарии мира
Хорошо это или нет, но путешествия к далеким планетам и звездам пока остаются только на страницах научной фантастики и в фильмах голливудского кинопрома. Хотя возможность космического туризма подобралась вплотную, все же до Юпитера и Сатурна еще ой как не близко. Тем не менее уже давно работают специальные объекты...
В дорогу по-своему. Транспорт для путешествий
OUTLOOK не может представить жизни без захватывающих путешествий. Однако билеты, расписания, очереди, медлительность – все это может здорово подпортить любое ожидаемое странствие. Поэтому здорово иметь под домом или в гараже такой транспорт, который позволит увидеть и пережить что-то новое, забыв о всех этих проблемах.
Аэрофобам противопоказано. Лучшие авиашоу мира
С момента создания первого самолета прошло более ста лет, но этот вид транспорта до сих пор вызывает дрожь в коленках у многих его пассажиров. Сегодня мы подготовили для вас подборку самых захватывающих авиашоу, которые ежегодно проходят по всему миру. И уж поверьте от некоторых из них у вас действительно уйдет земля из-под ног.
Что почем? Стоимость новинок
Когда на рынок выходит очередной гаджет или другое чудо техники, многие из нас озабоченно пересчитывают сбережения – хватит ли на покупку? В этой погоне за настоящим и будущим мы очень быстро забываем о том, что было раньше, и сколько стоил, к примеру, первый телевизор. То, что мы все чаще называем «ящиком», впервые появилось...
Мы поедем, мы помчимся! Самый быстрый транспорт
В 2007-ом году французский электропоезд TGV POS установил мировой рекорд скорости среди рельсового транспорта. Этот «самолет с платформы» разогнался до 574 километров в час. Сегодня говорим о главных быстроходах планеты.
Украинский художник разработал идею растущего города будущего
Украинский художник и архитектор Степан Рябченко разработал концепцию современного растущего города. OUTLOOK посчастливилось пообщаться с автором, его революционными идеями мы делимся с вами.
От огня к искусству – 5 сантиметров
Спички стали для нас чем-то , само собой разумеющимся, но, как оказывается, этот атрибут внедрился в наши карманы и столешницы около плит не так уж давно. Создать что-то похожее на «огненные палочки» пытались многие изобретательные «геростраты», начиная с 13 века. Патентов тогда не было, поэтому трудно утверждать, кто придумал спички.
Всё в топку?
13 лет назад, 25 мая 2001 года, на заправках Сан-Франциско пахло не бензином, а свежими фруктами. На рынок вышло биодизельное топливо, реально содержащее дары природы. Читайте на OUTLOOK, чем еще, кроме смеси из бананов, апельсинов и киви, можно заправить авто.
Закрыть
Outlook facebook page