RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор

Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор

Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.

репнущая императорская власть требовала роскоши, а разведанные месторождения самоцветов были практически исчерпаны… Оптимальное соотношение фарфорового камня и каолина, дающее звонкий тонкостенный черепок, тронутый матовым румянцем, было найдено не сразу. Роль переходного звена от зеленой ханьской керамики цинтао к фарфору сыграли селадоны эпохи Тан – массивные вазы с рельефным декором, покрытые железосодержащей глазурью. Степень окисления железа определяла окраску изделия: при избытке кислорода сосуд приобретал желтоватую окраску, а при ограниченном доступе воздуха вазы окрашивались в мягкие голубоватые тона.

Золотой век китайского фарфора наступил в 1004 году, когда в городе Цзиндэчжен запустили первый фарфоровый завод для обслуживания нужд придворного церемониала. Богатые залежи каолина вдоль берегов озера Поянху позволяли не жалеть белой глины для фарфорового теста. Для улучшения пластических свойств материала вымешанную массу выдерживали в специальных хранилищах не менее десятка лет, а перед закладкой в печь долго отбивали молотками. Из пламени наглухо запечатанных подземных печей выходило «белое золото Поднебесной» – изящные тонкие черепки с просвечивающей стенкой, прочностью не уступавшие железу. Обжиг продолжался в течение двух дней. На третьи сутки печь вскрывали и оставляли остывать до следующего утра.

Фото cdn.caseantiques.com

Шпатовую глазурь заготавливали отдельно, смешивая ингредиенты в несколько иных пропорциях, чем при замешивании теста. Глазирующие составы накладывали в несколько слоев разной степени прозрачности, в результате чего на поверхности изделий появлялся матовый блеск. Особенно ценились чашки со скрытым рисунком, проступающим в толще стенок при подогреве. Объяснить фокус несложно: сосуды склеивали из двух половинок, покрывая внутреннюю часть цветочным узором, а наружную оставляя белой.

В эпоху Юань появляется изысканная техника подглазурной кобальтовой росписи, ставшая визитной карточкой средневекового Китая. Густой синий оттенок кобальтовых красок, завезенных с островов Суматра и Ява, подчеркивал связь правящего дома с обожествленным Небом и эффектно оттенял сияющую белизну черепка.

Фото zastavki.com

В период Мин палитра шпатовой глазури пополнилась сочными оттенками кармина и киновари, которые, вероятно, добывали из порошка меди. Рубиново-красный глазированный фарфор почитался как государственная реликвия и был задействован в церемонии поклонения. К сожалению, технология изготовления красного фарфора затерялась в веках. Во всем мире осталось не более сотни экземпляров, десять из которых находятся в Музее фарфора в городе Цзиндэчжен. Фарфоровые сосуды, украшенные монохромной желтой росписью, представляли царствующего богдыхана. Каллиграфически выписанная марка воспроизводила слоган правления.

Начиная с XV века, в Поднебесной входит в моду стиль «уцай», использующий пять основных тонов – желтый, красный, синий, белый и зеленый. Рисунок поначалу кажется схематичным и лишенным фантазии, однако за мнимой простотой срывается глубокий символический подтекст. Цветок лотоса обозначал чистоту помыслов и благородство духа, пион – богатство и почет, ветка орхидеи – семейное счастье и долголетие. Пара фениксов или уток-мандаринок предвещала верность в любви, а изображение оленя указывало на высокое положение владельца чашки. Сюжеты с участием драконов, львов и слонов олицетворяли пожелание власти, силы и счастья императорскому роду, а композиция «три друга холодной зимы» из ветви цветущей сливы, молодых побегов бамбука и сосны служила олицетворением мужества и стойкости.

Фото publicdomainpictures.net

При проведении чайной церемонии в императорском дворце фарфоровая посуда выполняла функции ранжирования участников. Правом пить чай из пиалы с оттиском пятипалого дракона под янтарной глазурью обладали только венценосные особы – Сын Неба со своей второй половиной и вдовствующая императрица, а по сочетанию цветов фона и вензеля можно было определить титул вельможи и ранг наложницы.

Правление маньчжурской династии Цин ознаменовалось бурным развитием полихромных форм росписи фарфора. Большим почитателем фарфора слыл император Канси, при котором вошли в моду семицветные кобальтовые пигменты с вариациями от нежно-голубого до темно-фиолетового. Ближайшие потомки Канси – сын Юнчжен и внук Цяньлун – покровительствовали технике «доуцай», что в переводе значит «соперничающие краски». Комбинация приемов подглазурной и надглазурной росписи открыла путь к созданию сложных сюжетных картин по мотивам китайской классической литературы. Перед глазированием контур будущего рисунка размечали кобальтом, а после обжига изделия расписывали эмалевыми красками. 

Заглавное фото nouahsark.com

Вам это будет интересно:
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Ланкийские маски: проводники в царство духов
Традиционная резная маска – желанный сувенир для туриста, очарованного ярким тропическим колоритом чудесного острова Шри-Ланка. Расписные физиономии сказочных чудищ подкупают живостью и непосредственностью эмоций, которых так недостает в нашем рассудочном мире – и рука, повинуясь порыву, тянется к кошельку, хозяин лавки рассыпается в похвалах вашему вкусу…
Божественный мугам: музыка Азербайджана
Есть музыка, от которой хочется жить. Даже если при ее звучании по щекам текут слезы. Музыкальный жанр мугам разговаривает со слушателем на понятном ему языке. Каждый из нас переживал несчастную любовь или крушение идеалов. Эти темы стали источником вдохновения для музыкантов азербайджанского направления мугам. Об этом уникальном стиле OUTLOOK расскажет в материале.
Театр Арто: жизнь в подражание искусству
Приходя в Театр жестокости, человек попадает в самый центр представления: здесь все, от чего мы прячемся в повседневных заботах, – свобода и изолированность, жизнь на грани, слияние с толпой до потери себя и одинокое пребывание на вершине. Драма бытия завлекает в свои недра, отголосок трагизма захлестывает публику – и зритель, сам того не замечая, оказывается в ловушке собственного восприятия. Все это – о так называемом «крюотическом театре» (the atredecruaute), детище французского драматурга и режиссера, эксцентричного и шокирующего Антонена Арто.
В рамках проекта Diplomatic Greetings супруга Посла Пакистана познакомит украинок с искусством росписи по ткани
9 декабря в Киеве пройдет необычный мастер-класс по изготовлению шалей, сумочек и декорированию подушек, который проведет супруга Посла Пакистана в Украине госпожа Сима Аттар.
Мне Рембрандта! С собой!
Живопись уже давно перестала быть просто искусством. Полотна великих художников не только вдохновляют, цепляют и заставляют думать. Они также мотивируют людей, желающих обогатиться. Сегодня мы поговорим об одной из работ Рембрандта, которая по количеству попыток завладеть ею даже попала в книгу рекордов Гиннесса.
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
История бренда: Cirque du Soleil
Феерический шоу-проект Cirque du Soleil совершил переворот в цирковом искусстве, напомнив миру, что цирк может не только развлекать, но и творить новую реальность. Сумасшедшие эксперименты над человеческим телом отменяют власть земного притяжения, а мистерии звука и света заманивают зрителя в сумеречный лабиринт философских драм, предоставляя пробираться к солнцу вместе с героями постановок.
MUST-WATCH VIDEO: традиции чаепития в мире
Этот напиток настолько плотно вошел в жизнь человека, что иногда мы сами не замечаем, как снова поставили чайник на плиту. В мире существуют тысячи способов заваривания излюбленного питья. OUTLOOK предлагает вашему вниманию лучшие из них.
Драться, как женщина. Бойцовский клуб летающих чолит
У вольной борьбы не женское лицо. Хорошая девочка должна мило улыбаться и беречь нарядное платьице, а не размахивать кулаками, но в суровых Андах такие нежные цветы не растут. Настоящая боливийская чолита и за словом в карман не полезет, и тумаком при случае угостит, а в воскресенье, подобрав накрахмаленные юбки, отчаянно ринется в бой без правил.
Не только черный. Неизвестные факты о Казимире Малевиче
3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с результатом в $60 миллионов была продана одна из самых редких работ в истории русского искусства - «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, который до сих пор считается одним из самых трудно понимаемых художников 20 века. Будто издеваясь над публикой, так он подписывал некоторые свои ранние работы: «Содержание картин автору неизвестно». OUTLOOK надеется, что собранные нами истории, связанные с личностью и творчеством, приблизят читателей к пониманию гениального супрематиста.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
Гребни красоты. Таджикские расчески
"...Когда мама Бахриддина собиралась на работу, она старательно укладывала свои длинные косы вокруг тюбетейки. Выходило что-то похожее на корону. На праздники женщина вплетала в свои иссиня чёрные волосы специальные украшения. При ходьбе они слегка позванивали и создавали ощущение танца.
Без клише
Вы можете себе представить немца, который опаздывает? Или японца, что сидит в офисе в рабочее время и плюет в потолок? Ну, или хотя бы испанца, вкалывающего с утра до ночи? Вряд ли, потому как всему виной стереотипы, закрепившиеся за тем или иным народом. Сегодня мы будем не только говорить о них, но и попытаемся эти клише опровергнуть.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Знай наших: Сергей Полунин
26 октября состоится долгожданная премьера документально-биографической картины «Танцовщик» о цене успеха, которую заплатил артист балета Сергей Полунин. Херсонец по происхождению, волею случая попадает в Королевский театр в Лондоне, где добивается оглушительного успеха, а затем исчезает из поля зрения, чтобы впоследствии снискать еще больше зрительской любви. Сегодня OUTLOOK продолжает серию материалов об успешных украинцах.
Африканские косички – красота, непокорность, любовь к свободе
Плетение косичек для африканцев – не только средство «себя показать». У этой традиции целая история: порой – славная, временами – драматичная. Знаменитые африканские косички, столь популярные в наши дни, родом из Египта, где это мастерство считалось сродни искусству делать обереги...
Цветы по-украински. Екатерина Белокур
В любом творчестве есть форматы: попав «в мейнстримовую струю», художник не будет голодать. Однако во времена тоталитарные, когда все сферы человеческой жизни корректируются, про индивидуальность нужно забывать. Наверное, на зло системе и появляются самородки, труд которых становится бессмертным. Про одного из таких, сегодня в OUTLOOK.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Интервью с основателем танцевальной школы Frizzante Ларисой Осипенко
В водовороте жизненных событий мы часто стремимся достичь успеха, забывая о мелочах, которые приносят удовольствие и делают нас счастливыми. Эта история о человеке, состоявшемся в профессии, но вовремя остановившемся, чтобы реализовать свою давнюю мечту…
Закрыть
Outlook facebook page