RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор

Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор

Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.

Оптимальное соотношение фарфорового камня и каолина, дающее звонкий тонкостенный черепок, тронутый матовым румянцем, было найдено не сразу. Роль переходного звена от зеленой ханьской керамики цинтао к фарфору сыграли селадоны эпохи Тан – массивные вазы с рельефным декором, покрытые железосодержащей глазурью. Степень окисления железа определяла окраску изделия: при избытке кислорода сосуд приобретал желтоватую окраску, а при ограниченном доступе воздуха вазы окрашивались в мягкие голубоватые тона.

Золотой век китайского фарфора наступил в 1004 году, когда в городе Цзиндэчжен запустили первый фарфоровый завод для обслуживания нужд придворного церемониала. Богатые залежи каолина вдоль берегов озера Поянху позволяли не жалеть белой глины для фарфорового теста. Для улучшения пластических свойств материала вымешанную массу выдерживали в специальных хранилищах не менее десятка лет, а перед закладкой в печь долго отбивали молотками. Из пламени наглухо запечатанных подземных печей выходило «белое золото Поднебесной» – изящные тонкие черепки с просвечивающей стенкой, прочностью не уступавшие железу. Обжиг продолжался в течение двух дней. На третьи сутки печь вскрывали и оставляли остывать до следующего утра.

Фото cdn.caseantiques.com

Шпатовую глазурь заготавливали отдельно, смешивая ингредиенты в несколько иных пропорциях, чем при замешивании теста. Глазирующие составы накладывали в несколько слоев разной степени прозрачности, в результате чего на поверхности изделий появлялся матовый блеск. Особенно ценились чашки со скрытым рисунком, проступающим в толще стенок при подогреве. Объяснить фокус несложно: сосуды склеивали из двух половинок, покрывая внутреннюю часть цветочным узором, а наружную оставляя белой.

В эпоху Юань появляется изысканная техника подглазурной кобальтовой росписи, ставшая визитной карточкой средневекового Китая. Густой синий оттенок кобальтовых красок, завезенных с островов Суматра и Ява, подчеркивал связь правящего дома с обожествленным Небом и эффектно оттенял сияющую белизну черепка.

Фото zastavki.com

В период Мин палитра шпатовой глазури пополнилась сочными оттенками кармина и киновари, которые, вероятно, добывали из порошка меди. Рубиново-красный глазированный фарфор почитался как государственная реликвия и был задействован в церемонии поклонения. К сожалению, технология изготовления красного фарфора затерялась в веках. Во всем мире осталось не более сотни экземпляров, десять из которых находятся в Музее фарфора в городе Цзиндэчжен. Фарфоровые сосуды, украшенные монохромной желтой росписью, представляли царствующего богдыхана. Каллиграфически выписанная марка воспроизводила слоган правления.

Начиная с XV века, в Поднебесной входит в моду стиль «уцай», использующий пять основных тонов – желтый, красный, синий, белый и зеленый. Рисунок поначалу кажется схематичным и лишенным фантазии, однако за мнимой простотой срывается глубокий символический подтекст. Цветок лотоса обозначал чистоту помыслов и благородство духа, пион – богатство и почет, ветка орхидеи – семейное счастье и долголетие. Пара фениксов или уток-мандаринок предвещала верность в любви, а изображение оленя указывало на высокое положение владельца чашки. Сюжеты с участием драконов, львов и слонов олицетворяли пожелание власти, силы и счастья императорскому роду, а композиция «три друга холодной зимы» из ветви цветущей сливы, молодых побегов бамбука и сосны служила олицетворением мужества и стойкости.

Фото publicdomainpictures.net

При проведении чайной церемонии в императорском дворце фарфоровая посуда выполняла функции ранжирования участников. Правом пить чай из пиалы с оттиском пятипалого дракона под янтарной глазурью обладали только венценосные особы – Сын Неба со своей второй половиной и вдовствующая императрица, а по сочетанию цветов фона и вензеля можно было определить титул вельможи и ранг наложницы.

Правление маньчжурской династии Цин ознаменовалось бурным развитием полихромных форм росписи фарфора. Большим почитателем фарфора слыл император Канси, при котором вошли в моду семицветные кобальтовые пигменты с вариациями от нежно-голубого до темно-фиолетового. Ближайшие потомки Канси – сын Юнчжен и внук Цяньлун – покровительствовали технике «доуцай», что в переводе значит «соперничающие краски». Комбинация приемов подглазурной и надглазурной росписи открыла путь к созданию сложных сюжетных картин по мотивам китайской классической литературы. Перед глазированием контур будущего рисунка размечали кобальтом, а после обжига изделия расписывали эмалевыми красками. 

Заглавное фото nouahsark.com

Вам это будет интересно:
Призрачная кисть госпожи Хокусай
Эксцентричный старец Кацусика Хокусай был настоящей звездой эпохи Эдо, творческим гением и зверским должником половины города. Он имел не менее 30 псевдонимов, поменял 93 дома и создал множество гравюр, рисунков и картин. Его известная «Большая волна в Канагаве» завораживает.
Что они едят: кухня Рима
Outlook часто рассказывает о кухнях народов мира, но, когда речь заходит об Италии, писать о стране в целом было бы преступлением. Каждый из ее двадцати регионов – это отдельный кулинарный мир со своими тонкостями и специалитетами. И пусть звание гастрономической столицы Италии носит Болонья, ее официальной столице Риму тоже есть чем похвастать.
ВИДЕО: Ремесла Узбекистана. Изделия из соломки
OUTLOOK посчастливилось побывать в гостеприимном Узбекистане и ближе познакомиться с ремеслами этой удивительной страны. Сегодня мы расскажем вам об искусстве изготовления изделий из соломки, о том, какие материалы использует мастер, в чем секреты и уникальные особенности этого ремесла. Чувствуйте мир с нами!
Африканские косички – красота, непокорность, любовь к свободе
Плетение косичек для африканцев – не только средство «себя показать». У этой традиции целая история: порой – славная, временами – драматичная. Знаменитые африканские косички, столь популярные в наши дни, родом из Египта, где это мастерство считалось сродни искусству делать обереги...
Продается всё: лучшие рынки планеты
Сейчас сложно удивить человека, в особенности городского, большим магазином либо рынком, поскольку даже в мини-маркете у дома можно купить все. Тем не менее, по всей планете продолжают работать базары, о которых веками слагают легенды и рассказывают с восхищением, понимая, что они – намного больше, чем просто место для сбыта товаров.
Украинцу Александру Балабанову вручили Гран-при детского музыкального конкурса фестиваля "Славянский базар в Витебске 2018"
Певческие таланты украины распространяются миром, признаются профессиональными жюри международных конкурсов и несут славу о нашей культуре далеко за ее пределами. OUTLOOK стал свидетелем вручения "Золотой лиры" нынешнем победителю Гран-при детского музыкального конкурса фестиваля "Cловьянський базар в Витебске" Александру Балабанову. Во время церемонии официального открытия фестиваля президент Беларуси Александр Лукашенко вручил приз нашему маленькому артисту.
Восточная музыка суфиев: Кавали
«Любовь возникает, когда ты смотришь в глаза другого человека и видишь в них Бога», - так переводятся строки одного из арабских песнопений, называемого Кавали. Их авторство приписывают восточным странникам суфиям, которые, стремясь найти смысл существования, босыми ногами исходили полземли. В путешествиях они слагали песни...
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта?
Ловля креветок в Оостдюнкерке: Да, я на коне!
Если в утреннюю пору прогуливаться по пляжам местности Оостдюнкерке, которая находится в одной из западных провинций Бельгии, то можно увидеть сразу несколько солнц. Одно, конечно, в небе, а другие – желтыми пятнами, верхом на конях, которые тянут на себе огромные плетеные корзины и медленно бредут по отмели Северного моря.
Не сломай язык: самые сложные наречия мира
Говорят, чем проще, тем лучше, но так ли это? Мы знаем, что не все народности исповедуют этот принцип. Outlook обнаружил самые странные, сложные и трудно произносимые языки мира и хочет поделиться этим с читателями.
Инти Райми: встречаем солнце вместе с перуанцами.
Мы продолжаем публиковать путевые заметки нашей читательницы Ии Зайцевой, посвящённые Перу. Сегодня для наших читателей она приготовила рассказ о красочном и колоритном праздновании зимнего солнцестояния, чья история тянется еще со времен инкской империи…
Нихонгами: пучок как признак статуса
Нихонгами – это своеобразный способ укладки волос в японской традиции. Интересно, что в Стране восходящего солнца прически контролировались законом и служили неким дресс-кодом для девушек разных сословий и социального статуса. Поэтому каждому «классу» строго соответствует определенная одежда и убранство волос, и этих правил до сих пор строго придерживаются гейши и их ученицы.
Удивительный мир Патрика Догерти
Ленд-арт – это не просто ландшафтный дизайн, а целое направление в искусстве, которое в XXI веке, когда о «зеленых технологиях» и окружающей среде не говорит только ленивый, считается одним из важнейших. Имена звезд этого вида деятельности уже прочно входят в обиход кураторов, критиков и ценителей, и особенно среди них выделяется Патрик Догерти со своими невероятными работами.
Разноцветный рай: как японцы видят эстетику прекрасного
Япония – страна, где люди верны традициям. Не исключение и цветовая гамма, которая в мироощущении японцев обрела чуть ли не божественное происхождение. «Цвет утреннего неба», «глубина ночного шатра», «полутона после рассвета» - так окрестили краски, которые созерцали в мире вокруг себя. Словом «цвет» называли любимого человека – наверное, в многогранных интонациях колористики сосредоточились самые нежные и прекрасные чувства. Сегодня OUTLOOK расскажет, на чем основана символика оттенков в стране восходящего солнца...
Театр Арто: жизнь в подражание искусству
Приходя в Театр жестокости, человек попадает в самый центр представления: здесь все, от чего мы прячемся в повседневных заботах, – свобода и изолированность, жизнь на грани, слияние с толпой до потери себя и одинокое пребывание на вершине. Драма бытия завлекает в свои недра, отголосок трагизма захлестывает публику – и зритель, сам того не замечая, оказывается в ловушке собственного восприятия. Все это – о так называемом «крюотическом театре» (the atredecruaute), детище французского драматурга и режиссера, эксцентричного и шокирующего Антонена Арто.
Ланкийские маски: проводники в царство духов
Традиционная резная маска – желанный сувенир для туриста, очарованного ярким тропическим колоритом чудесного острова Шри-Ланка. Расписные физиономии сказочных чудищ подкупают живостью и непосредственностью эмоций, которых так недостает в нашем рассудочном мире – и рука, повинуясь порыву, тянется к кошельку, хозяин лавки рассыпается в похвалах вашему вкусу…
«Frida and Diego». В Киеве открыли фотовыставку, посвященную Фриде Кало и ее супругу
«Дали в юбке», «Величайший провокатор прошлого века», эпатирующая и вселяющая уверенность в почти безграничный потенциал человека, Фрида Кало удивляла современников и продолжает восхищать поклонников ее творчества и сегодня. Заглянуть за кулису жизни мексиканского гения теперь могут и киевляне. При поддержке Посольства Мексики в Украине в Национальном музее имени Тараса Шевченко открылась выставка фотографий, посвященных отношениям Фриды Кало и ее супруга Диего Ривера.
Драться, как женщина. Бойцовский клуб летающих чолит
У вольной борьбы не женское лицо. Хорошая девочка должна мило улыбаться и беречь нарядное платьице, а не размахивать кулаками, но в суровых Андах такие нежные цветы не растут. Настоящая боливийская чолита и за словом в карман не полезет, и тумаком при случае угостит, а в воскресенье, подобрав накрахмаленные юбки, отчаянно ринется в бой без правил.
Заклинатели: как заставить змею танцевать
Магический танец змеи в такт мелодии флейты, часто описанный в восточных сказках и изображенный в фильмах, – не просто выдумка, а настоящий символ этих стран. В Египте, Индии, странах Африки и некоторых других государствах ползучих приручают и делают из этого зрелищную забаву...
Кровь. Деньги. Перья.
Данное развлечение под строгим запретом почти во всех странах мира. Но любителей петушиных боёв это не останавливает. На полулегальные соревнования всегда собираются полные залы или дворы, зависимо от того, где проходят смертельные птичьи схватки. Зрители буквально смакуют то, как пернатые рвут друг друга в клочья, без жалости к себе и сопернику.
Закрыть
Outlook facebook page