RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор

Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор

Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.

Оптимальное соотношение фарфорового камня и каолина, дающее звонкий тонкостенный черепок, тронутый матовым румянцем, было найдено не сразу. Роль переходного звена от зеленой ханьской керамики цинтао к фарфору сыграли селадоны эпохи Тан – массивные вазы с рельефным декором, покрытые железосодержащей глазурью. Степень окисления железа определяла окраску изделия: при избытке кислорода сосуд приобретал желтоватую окраску, а при ограниченном доступе воздуха вазы окрашивались в мягкие голубоватые тона.

Золотой век китайского фарфора наступил в 1004 году, когда в городе Цзиндэчжен запустили первый фарфоровый завод для обслуживания нужд придворного церемониала. Богатые залежи каолина вдоль берегов озера Поянху позволяли не жалеть белой глины для фарфорового теста. Для улучшения пластических свойств материала вымешанную массу выдерживали в специальных хранилищах не менее десятка лет, а перед закладкой в печь долго отбивали молотками. Из пламени наглухо запечатанных подземных печей выходило «белое золото Поднебесной» – изящные тонкие черепки с просвечивающей стенкой, прочностью не уступавшие железу. Обжиг продолжался в течение двух дней. На третьи сутки печь вскрывали и оставляли остывать до следующего утра.

Фото cdn.caseantiques.com

Шпатовую глазурь заготавливали отдельно, смешивая ингредиенты в несколько иных пропорциях, чем при замешивании теста. Глазирующие составы накладывали в несколько слоев разной степени прозрачности, в результате чего на поверхности изделий появлялся матовый блеск. Особенно ценились чашки со скрытым рисунком, проступающим в толще стенок при подогреве. Объяснить фокус несложно: сосуды склеивали из двух половинок, покрывая внутреннюю часть цветочным узором, а наружную оставляя белой.

В эпоху Юань появляется изысканная техника подглазурной кобальтовой росписи, ставшая визитной карточкой средневекового Китая. Густой синий оттенок кобальтовых красок, завезенных с островов Суматра и Ява, подчеркивал связь правящего дома с обожествленным Небом и эффектно оттенял сияющую белизну черепка.

Фото zastavki.com

В период Мин палитра шпатовой глазури пополнилась сочными оттенками кармина и киновари, которые, вероятно, добывали из порошка меди. Рубиново-красный глазированный фарфор почитался как государственная реликвия и был задействован в церемонии поклонения. К сожалению, технология изготовления красного фарфора затерялась в веках. Во всем мире осталось не более сотни экземпляров, десять из которых находятся в Музее фарфора в городе Цзиндэчжен. Фарфоровые сосуды, украшенные монохромной желтой росписью, представляли царствующего богдыхана. Каллиграфически выписанная марка воспроизводила слоган правления.

Начиная с XV века, в Поднебесной входит в моду стиль «уцай», использующий пять основных тонов – желтый, красный, синий, белый и зеленый. Рисунок поначалу кажется схематичным и лишенным фантазии, однако за мнимой простотой срывается глубокий символический подтекст. Цветок лотоса обозначал чистоту помыслов и благородство духа, пион – богатство и почет, ветка орхидеи – семейное счастье и долголетие. Пара фениксов или уток-мандаринок предвещала верность в любви, а изображение оленя указывало на высокое положение владельца чашки. Сюжеты с участием драконов, львов и слонов олицетворяли пожелание власти, силы и счастья императорскому роду, а композиция «три друга холодной зимы» из ветви цветущей сливы, молодых побегов бамбука и сосны служила олицетворением мужества и стойкости.

Фото publicdomainpictures.net

При проведении чайной церемонии в императорском дворце фарфоровая посуда выполняла функции ранжирования участников. Правом пить чай из пиалы с оттиском пятипалого дракона под янтарной глазурью обладали только венценосные особы – Сын Неба со своей второй половиной и вдовствующая императрица, а по сочетанию цветов фона и вензеля можно было определить титул вельможи и ранг наложницы.

Правление маньчжурской династии Цин ознаменовалось бурным развитием полихромных форм росписи фарфора. Большим почитателем фарфора слыл император Канси, при котором вошли в моду семицветные кобальтовые пигменты с вариациями от нежно-голубого до темно-фиолетового. Ближайшие потомки Канси – сын Юнчжен и внук Цяньлун – покровительствовали технике «доуцай», что в переводе значит «соперничающие краски». Комбинация приемов подглазурной и надглазурной росписи открыла путь к созданию сложных сюжетных картин по мотивам китайской классической литературы. Перед глазированием контур будущего рисунка размечали кобальтом, а после обжига изделия расписывали эмалевыми красками. 

Заглавное фото nouahsark.com

Вам это будет интересно:
Удивительный мир Патрика Догерти
Ленд-арт – это не просто ландшафтный дизайн, а целое направление в искусстве, которое в XXI веке, когда о «зеленых технологиях» и окружающей среде не говорит только ленивый, считается одним из важнейших. Имена звезд этого вида деятельности уже прочно входят в обиход кураторов, критиков и ценителей, и особенно среди них выделяется Патрик Догерти со своими невероятными работами.
Театр Арто: жизнь в подражание искусству
Приходя в Театр жестокости, человек попадает в самый центр представления: здесь все, от чего мы прячемся в повседневных заботах, – свобода и изолированность, жизнь на грани, слияние с толпой до потери себя и одинокое пребывание на вершине. Драма бытия завлекает в свои недра, отголосок трагизма захлестывает публику – и зритель, сам того не замечая, оказывается в ловушке собственного восприятия. Все это – о так называемом «крюотическом театре» (the atredecruaute), детище французского драматурга и режиссера, эксцентричного и шокирующего Антонена Арто.
Ланкийские маски: проводники в царство духов
Традиционная резная маска – желанный сувенир для туриста, очарованного ярким тропическим колоритом чудесного острова Шри-Ланка. Расписные физиономии сказочных чудищ подкупают живостью и непосредственностью эмоций, которых так недостает в нашем рассудочном мире – и рука, повинуясь порыву, тянется к кошельку, хозяин лавки рассыпается в похвалах вашему вкусу…
«Frida and Diego». В Киеве открыли фотовыставку, посвященную Фриде Кало и ее супругу
«Дали в юбке», «Величайший провокатор прошлого века», эпатирующая и вселяющая уверенность в почти безграничный потенциал человека, Фрида Кало удивляла современников и продолжает восхищать поклонников ее творчества и сегодня. Заглянуть за кулису жизни мексиканского гения теперь могут и киевляне. При поддержке Посольства Мексики в Украине в Национальном музее имени Тараса Шевченко открылась выставка фотографий, посвященных отношениям Фриды Кало и ее супруга Диего Ривера.
Драться, как женщина. Бойцовский клуб летающих чолит
У вольной борьбы не женское лицо. Хорошая девочка должна мило улыбаться и беречь нарядное платьице, а не размахивать кулаками, но в суровых Андах такие нежные цветы не растут. Настоящая боливийская чолита и за словом в карман не полезет, и тумаком при случае угостит, а в воскресенье, подобрав накрахмаленные юбки, отчаянно ринется в бой без правил.
Заклинатели: как заставить змею танцевать
Магический танец змеи в такт мелодии флейты, часто описанный в восточных сказках и изображенный в фильмах, – не просто выдумка, а настоящий символ этих стран. В Египте, Индии, странах Африки и некоторых других государствах ползучих приручают и делают из этого зрелищную забаву...
Кровь. Деньги. Перья.
Данное развлечение под строгим запретом почти во всех странах мира. Но любителей петушиных боёв это не останавливает. На полулегальные соревнования всегда собираются полные залы или дворы, зависимо от того, где проходят смертельные птичьи схватки. Зрители буквально смакуют то, как пернатые рвут друг друга в клочья, без жалости к себе и сопернику.
Вкусная Япония: попробовать страну на зуб
Мороженое со вкусом конины, маринованные насекомые, рыба со смертельным ядом – японской кухне есть чем удивлять, поражать и шокировать. И честно говоря, перечисление этих блюд абсолютно не всегда способствует аппетиту. Но мы не гонимся за экзотикой.
Живой танец. Полька
Этот танец не имеет никакого отношения к Польше. В этой жизнерадостной и озорной пляске кружится вся Европа и Америка, лишь скромно прибавляя к слову «полька» своё географическое расположение. Например, финская, андижонская или даже мексиканская. Именно с этой хореографии начинают дети, её же считают «высшим классом», который под силу лишь выносливым танцорам с крепким вестибулярным аппаратом.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Самый цимес или где кошерно покушать в Украине?
Отношение к еде в еврейской культуре особенное. И это очень мудрый подход. Ведь выражение: «Мы то, что мы едим» правило для тех, кто хочет быть здоровым и полным энергии. Продукты, которые мы употребляем, влияют не только на наше физическое самочувствие, но и на настроение.
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
В Посольстве Узбекистана прошла встреча Ambassador’s Spouses Club Kiev
Посольство Узбекистана в Украине и Ambassador’s Spouses Club Kiev ознакомили украинскую общественность и иностранных гостей с национальным искусством узбекского народа, традициями и правилами создания произведения искусства, сотворенных руками народных творцов, ремесленниками из Узбекистана.
Грязное творчество
Грязные автомобили – как холст для художника. К такому искусству можно относиться по-разному. Кто-то будет морщить нос и брезгливо одёргивать одежду. Другие обязательно захотят ткнуть в такую картину пальцем, чтобы проверить всю хрупкость «полотна» и размазать её очертания. Третьи обязательно сделают селфи. Однако равнодушным не сможет остаться никто.
Цветы по-украински. Екатерина Белокур
В любом творчестве есть форматы: попав «в мейнстримовую струю», художник не будет голодать. Однако во времена тоталитарные, когда все сферы человеческой жизни корректируются, про индивидуальность нужно забывать. Наверное, на зло системе и появляются самородки, труд которых становится бессмертным. Про одного из таких, сегодня в OUTLOOK.
12 ликов Южной Кореи
Когда-то выразить своё недовольство грубостью или жадностью хозяев, а то и обратиться к какому-либо божеству с нескромной просьбой корейские крестьяне могли лишь в танце, надев при этом маску. Сохраняя свою анонимность, люди разыгрывали сцены из жизни, плакали и смеялись. А в конце представления судьба награждала хороших героев и наказывала злодеев.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Золото Балтики. У них в жилах течет янтарь
«У нас в жилах течёт янтарь», – шутят балтийцы. Они верят, что этот солнечный камень – это слёзы богини Юрате. По легенде, она имела неосторожность полюбить простого рыбака Каститиса, который ежедневно приходил на берег закидывать сети в Балтийское море...
Закрыть
Outlook facebook page