RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Фламенко: когда плачет гитара и стучат каблуки

Фламенко: когда плачет гитара и стучат каблуки

Автор: 17.10.2016 | искусство
То, что большинство людей знают о фламенко – это вовсе не любовь и не ласки, это далеко не развлечение и не разгул веселья. Огненно-экспрессивное фламенко – отображение страданий и боли человека внутри целого народа, вечно гонимого и лишенного крова. А сам танец, ставший мировым символом Испании – не только ее национальное достояние...

...а эстетическое соединение культур испанского, ромского, еврейского и арабских народов.  Смеркается, надрывно играют гитары, на сцену размеренно выходит танцовщица в длинном платье, облаченная в шаль. Каблуками она решительно и резко выстукивает ритм. Ее кисти плавно выворачиваются, словно раскрывающийся бутон цветка. Выразительность ее рук, кажется, показывает всю экспрессивность и боль танца. Она то раскручивает шаль, то оборачивает ее вокруг своего грациозного стана. Момент, и ее руки нарочито решительно приподнимают подол платья, играя с ним, а его трепыхания напоминают языки пламени…

Фламенко – не просто танец. Нет, это целая независимая культура – сплав гитарного, вокального, танцевального, театрального искусства, облаченного еще и в характерные одежды. Это многоуровневое произведение, но, конечно, самый яркий его элемент – танцевальные движения.

Сложна не только история фламенко, но и сам танец. Он представляет собой обилие мелизмов, мудреный ритмический рисунок и множество вариаций. Поэтому даже точная запись его нот и движений невозможна. Так самобытная культура фламенко может быть передана только индивидуально от человека к человеку – научит вас этому танцу лишь талантливый учитель, носитель его культуры.

Фламенко считается парным танцем на манер бальных, но в то же время народным, подразумевающим коллективность. Но на самом деле фламенко может исполняться и одним танцором, потому как дает каждому исполнителю широкие возможности индивидуального самовыражения. Он прославляет волю, отображает глубокое одиночество и пожизненную неприкаянность, приветствует импровизации. Все чувства танца каждый танцор обязан пропускать через себя и максимально отображать эту эмоциональность в своем танце, исполнитель обязан быть самодостаточным и оригинальным внутри танца.

Неизменный антураж для фламенко: длинное платье для танцовщицы и черный костюм для танцора, возможно, еще веер. Также фламенко невозможно без следующих атрибутов и элементов:

кастаньеты – крошечный ударный инструмент;

пальмасы – хлопки в ладоши;

удары в кахон – перкуссионный ящик;

сапатеадо – характерное выстукивание ритма каблуками;

питос – щелчки пальцами;

флорео – поворот кисти руки с ее раскрытием.

Для того чтобы понять происхождение фламенко, следует исследовать этимологию его названия. И здесь все непросто – существует несколько теорий его происхождения. Самая распространенная из них связывает фламенко с латинским «flamma» – огонь. Возможно, оно пошло и от слова «Фландрия». Ромы, заложившие основы традиции фламенко, пришли в Андалусию именно из Фландрии. Не исключена также связь со словом «фламинго»: на испанском он тоже называется «фламенко». Исследователи считают, что не стоит разделять эти теории, а суть фламенко скорее можно понять, рассматривая их в синергии.

Зарождение традиций фламенко часто связывают с цыганскими племенами древней Индии. Гонимые с родины они в 1400 году дошли до Андалусии (южная провинция Испании) и нашли здесь более-менее благополучное пристанище. А их танцы, сливаясь с неповторимой культурой этих мест, вылились во фламенко, ставшее отображением драматизма кочующего народа.

Но на самом деле история формирования фламенко куда сложнее. И основа ее – именно Андалусия. Еще до наступления нашей эры здесь существовало древнейшее европейское государство под названием Тартесс. Его населял весьма образованный народ с самобытной музыкальной культурой. Писатели эпохи античности даже отмечали, что законы этого государства, собранные в сборнике «Шесть тысяч стихов», были написаны в ритмизованной форме. Во II веке в эту культуру внедрилось греко-византийское религиозное песнопение. Это тоже сыграло свою роль в формировании фламенко. Далее в VIII веке здесь формируется классическая андалусская музыка. На этот процесс оказали влияние пришедшие на эти земли арабские племена берберов. А вот уже в XV–XVI веках сюда пришли ромы из Индии. Так соприкосновение традиций всех этих самобытных культур и привело к формированию настоящего фламенко. Современность же привнесла в него свои экспериментальные штрихи, например, кубинские мотивы и нотки джаза.

Испанцы не отрицают влияние ромов на формирование танца, ставшего национальным достоянием их страны. Знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка так описывал свои ощущения от танца: «Цыганская сигирийя начинается жутким криком, который делит мир на два идеальных полушария, это крик ушедших поколений, острая тоска по исчезнувшим эпохам, страстное воспоминание о любви под другой луной и другим ветром». 

Фото happypeoplebarcelona.com, mariaosende.com, gadventures.com, 4.bp.blogspot.com, static.cntraveller.ru, absoluteworld.com, omniworld.ru

Вам это будет интересно:
Удивительный мир Патрика Догерти
Ленд-арт – это не просто ландшафтный дизайн, а целое направление в искусстве, которое в XXI веке, когда о «зеленых технологиях» и окружающей среде не говорит только ленивый, считается одним из важнейших. Имена звезд этого вида деятельности уже прочно входят в обиход кураторов, критиков и ценителей, и особенно среди них выделяется Патрик Догерти со своими невероятными работами.
Театр Арто: жизнь в подражание искусству
Приходя в Театр жестокости, человек попадает в самый центр представления: здесь все, от чего мы прячемся в повседневных заботах, – свобода и изолированность, жизнь на грани, слияние с толпой до потери себя и одинокое пребывание на вершине. Драма бытия завлекает в свои недра, отголосок трагизма захлестывает публику – и зритель, сам того не замечая, оказывается в ловушке собственного восприятия. Все это – о так называемом «крюотическом театре» (the atredecruaute), детище французского драматурга и режиссера, эксцентричного и шокирующего Антонена Арто.
«Frida and Diego». В Киеве открыли фотовыставку, посвященную Фриде Кало и ее супругу
«Дали в юбке», «Величайший провокатор прошлого века», эпатирующая и вселяющая уверенность в почти безграничный потенциал человека, Фрида Кало удивляла современников и продолжает восхищать поклонников ее творчества и сегодня. Заглянуть за кулису жизни мексиканского гения теперь могут и киевляне. При поддержке Посольства Мексики в Украине в Национальном музее имени Тараса Шевченко открылась выставка фотографий, посвященных отношениям Фриды Кало и ее супруга Диего Ривера.
Заклинатели: как заставить змею танцевать
Магический танец змеи в такт мелодии флейты, часто описанный в восточных сказках и изображенный в фильмах, – не просто выдумка, а настоящий символ этих стран. В Египте, Индии, странах Африки и некоторых других государствах ползучих приручают и делают из этого зрелищную забаву...
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
Грязное творчество
Грязные автомобили – как холст для художника. К такому искусству можно относиться по-разному. Кто-то будет морщить нос и брезгливо одёргивать одежду. Другие обязательно захотят ткнуть в такую картину пальцем, чтобы проверить всю хрупкость «полотна» и размазать её очертания. Третьи обязательно сделают селфи. Однако равнодушным не сможет остаться никто.
Цветы по-украински. Екатерина Белокур
В любом творчестве есть форматы: попав «в мейнстримовую струю», художник не будет голодать. Однако во времена тоталитарные, когда все сферы человеческой жизни корректируются, про индивидуальность нужно забывать. Наверное, на зло системе и появляются самородки, труд которых становится бессмертным. Про одного из таких, сегодня в OUTLOOK.
12 ликов Южной Кореи
Когда-то выразить своё недовольство грубостью или жадностью хозяев, а то и обратиться к какому-либо божеству с нескромной просьбой корейские крестьяне могли лишь в танце, надев при этом маску. Сохраняя свою анонимность, люди разыгрывали сцены из жизни, плакали и смеялись. А в конце представления судьба награждала хороших героев и наказывала злодеев.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Золото Балтики. У них в жилах течет янтарь
«У нас в жилах течёт янтарь», – шутят балтийцы. Они верят, что этот солнечный камень – это слёзы богини Юрате. По легенде, она имела неосторожность полюбить простого рыбака Каститиса, который ежедневно приходил на берег закидывать сети в Балтийское море...
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Супруга Посла Грузии в Украине провела встречу Ambassadors Spouses Club и показ национальной одежды
Супруга Чрезвычайного и Полномочного Посла Грузии в Украине Ирина Султанишвили провела встречу Ambassadors Spouses Club, в рамках которой были продемонстрированы образцы традиционной одежды.
Ручная работа: персидские ковры
В те времена, когда персидским воинам не было равных, а их силе покорились Римская империя и Аравийский полуостров, из-под пальцев мастериц народа-победителя вышел первый шедевр. «Весенний ковёр» стал самым дорогим в истории человечества. Он символизировал власть и мощь персов, а его красота повествовала о божественном происхождении царя Хосрова І.
В Киеве 7-11 марта выступит Национальный балет Грузии - Сухишвили
Встречайте в Киеве! В начале весны с новой шоу-программой самый прославленный коллектив Грузии – Национальный балет Сухишвили. Более 100 профессональных танцоров, 2,5 тысячи костюмов, живая музыка и неповторимая атмосфера подарят незабываемые впечатления и замечательное весеннее настроение.
Пионеры моды
Мода – это поступок. Мода – это проявление свободы. Не побоявшись оказаться однажды смешным и непонятным, человек рискует стать частью модной истории. Чьи-то имена она запоминает, кого-то незаслуженно не замечает, а для других становится делом, смыслом всей их жизни.
При поддержке посольства Беларуси в столице прошел спектакль Минского театра-студии Киноактера
В Киевском академическом театре драмы и комедии при поддержке Посольства Беларуси в Украине и Киевской городской государственной администрации прошел спектакль "Брачный договор" Минского театра-судии Киноактера. Постановка прошла в рамках гастрольного тура по Украине.
Куда сходить? Пять самых интересных музеев современного искусства Европы
Франсуаза Барб-Галль учит, как разговаривать с детьми об искусстве. Она в своих книгах приводит примеры, учит видеть то, что не видят другие, замечать детали и забывать о ярлыках. Но стоит признать, что среди взрослых есть крайне мало людей, которые могут похвастаться знаниями в этой сфере.
Закрыть
Outlook facebook page