RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Фламенко: когда плачет гитара и стучат каблуки

Фламенко: когда плачет гитара и стучат каблуки

Автор: 17.10.2016 | искусство
То, что большинство людей знают о фламенко – это вовсе не любовь и не ласки, это далеко не развлечение и не разгул веселья. Огненно-экспрессивное фламенко – отображение страданий и боли человека внутри целого народа, вечно гонимого и лишенного крова. А сам танец, ставший мировым символом Испании – не только ее национальное достояние...

...а эстетическое соединение культур испанского, ромского, еврейского и арабских народов.  Смеркается, надрывно играют гитары, на сцену размеренно выходит танцовщица в длинном платье, облаченная в шаль. Каблуками она решительно и резко выстукивает ритм. Ее кисти плавно выворачиваются, словно раскрывающийся бутон цветка. Выразительность ее рук, кажется, показывает всю экспрессивность и боль танца. Она то раскручивает шаль, то оборачивает ее вокруг своего грациозного стана. Момент, и ее руки нарочито решительно приподнимают подол платья, играя с ним, а его трепыхания напоминают языки пламени…

Фламенко – не просто танец. Нет, это целая независимая культура – сплав гитарного, вокального, танцевального, театрального искусства, облаченного еще и в характерные одежды. Это многоуровневое произведение, но, конечно, самый яркий его элемент – танцевальные движения.

Сложна не только история фламенко, но и сам танец. Он представляет собой обилие мелизмов, мудреный ритмический рисунок и множество вариаций. Поэтому даже точная запись его нот и движений невозможна. Так самобытная культура фламенко может быть передана только индивидуально от человека к человеку – научит вас этому танцу лишь талантливый учитель, носитель его культуры.

Фламенко считается парным танцем на манер бальных, но в то же время народным, подразумевающим коллективность. Но на самом деле фламенко может исполняться и одним танцором, потому как дает каждому исполнителю широкие возможности индивидуального самовыражения. Он прославляет волю, отображает глубокое одиночество и пожизненную неприкаянность, приветствует импровизации. Все чувства танца каждый танцор обязан пропускать через себя и максимально отображать эту эмоциональность в своем танце, исполнитель обязан быть самодостаточным и оригинальным внутри танца.

Неизменный антураж для фламенко: длинное платье для танцовщицы и черный костюм для танцора, возможно, еще веер. Также фламенко невозможно без следующих атрибутов и элементов:

кастаньеты – крошечный ударный инструмент;

пальмасы – хлопки в ладоши;

удары в кахон – перкуссионный ящик;

сапатеадо – характерное выстукивание ритма каблуками;

питос – щелчки пальцами;

флорео – поворот кисти руки с ее раскрытием.

Для того чтобы понять происхождение фламенко, следует исследовать этимологию его названия. И здесь все непросто – существует несколько теорий его происхождения. Самая распространенная из них связывает фламенко с латинским «flamma» – огонь. Возможно, оно пошло и от слова «Фландрия». Ромы, заложившие основы традиции фламенко, пришли в Андалусию именно из Фландрии. Не исключена также связь со словом «фламинго»: на испанском он тоже называется «фламенко». Исследователи считают, что не стоит разделять эти теории, а суть фламенко скорее можно понять, рассматривая их в синергии.

Зарождение традиций фламенко часто связывают с цыганскими племенами древней Индии. Гонимые с родины они в 1400 году дошли до Андалусии (южная провинция Испании) и нашли здесь более-менее благополучное пристанище. А их танцы, сливаясь с неповторимой культурой этих мест, вылились во фламенко, ставшее отображением драматизма кочующего народа.

Но на самом деле история формирования фламенко куда сложнее. И основа ее – именно Андалусия. Еще до наступления нашей эры здесь существовало древнейшее европейское государство под названием Тартесс. Его населял весьма образованный народ с самобытной музыкальной культурой. Писатели эпохи античности даже отмечали, что законы этого государства, собранные в сборнике «Шесть тысяч стихов», были написаны в ритмизованной форме. Во II веке в эту культуру внедрилось греко-византийское религиозное песнопение. Это тоже сыграло свою роль в формировании фламенко. Далее в VIII веке здесь формируется классическая андалусская музыка. На этот процесс оказали влияние пришедшие на эти земли арабские племена берберов. А вот уже в XV–XVI веках сюда пришли ромы из Индии. Так соприкосновение традиций всех этих самобытных культур и привело к формированию настоящего фламенко. Современность же привнесла в него свои экспериментальные штрихи, например, кубинские мотивы и нотки джаза.

Испанцы не отрицают влияние ромов на формирование танца, ставшего национальным достоянием их страны. Знаменитый испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка так описывал свои ощущения от танца: «Цыганская сигирийя начинается жутким криком, который делит мир на два идеальных полушария, это крик ушедших поколений, острая тоска по исчезнувшим эпохам, страстное воспоминание о любви под другой луной и другим ветром». 

Фото happypeoplebarcelona.com, mariaosende.com, gadventures.com, 4.bp.blogspot.com, static.cntraveller.ru, absoluteworld.com, omniworld.ru

Вам это будет интересно:
Азулежу – история из кафеля
Нередко убеждаешься, что в руках мастера, вкладывающего душу в свои творения, обычный обрубок дерева превращается в волшебную скрипку, кусок гипса – в античную скульптуру, и даже глиняная плитка выглядит, как произведение искусства!
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
Кинцуги. Японское искусство реставрации
Японцы – один из тех народов, которые ревностно чтут древние традиции. Они уважают старость, интересуются предками и нередко знают семейную родословную наизусть. С таким мировоззрением не удивительно, что уникальная техника реставрации кинцуги появилась именно там. Далее о ней расскажет Outlook.
Призрачная кисть госпожи Хокусай
Эксцентричный старец Кацусика Хокусай был настоящей звездой эпохи Эдо, творческим гением и зверским должником половины города. Он имел не менее 30 псевдонимов, поменял 93 дома и создал множество гравюр, рисунков и картин. Его известная «Большая волна в Канагаве» завораживает.
Африканские косички – красота, непокорность, любовь к свободе
Плетение косичек для африканцев – не только средство «себя показать». У этой традиции целая история: порой – славная, временами – драматичная. Знаменитые африканские косички, столь популярные в наши дни, родом из Египта, где это мастерство считалось сродни искусству делать обереги...
Украинцу Александру Балабанову вручили Гран-при детского музыкального конкурса фестиваля "Славянский базар в Витебске 2018"
Певческие таланты украины распространяются миром, признаются профессиональными жюри международных конкурсов и несут славу о нашей культуре далеко за ее пределами. OUTLOOK стал свидетелем вручения "Золотой лиры" нынешнем победителю Гран-при детского музыкального конкурса фестиваля "Cловьянський базар в Витебске" Александру Балабанову. Во время церемонии официального открытия фестиваля президент Беларуси Александр Лукашенко вручил приз нашему маленькому артисту.
Восточная музыка суфиев: Кавали
«Любовь возникает, когда ты смотришь в глаза другого человека и видишь в них Бога», - так переводятся строки одного из арабских песнопений, называемого Кавали. Их авторство приписывают восточным странникам суфиям, которые, стремясь найти смысл существования, босыми ногами исходили полземли. В путешествиях они слагали песни...
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта?
Удивительный мир Патрика Догерти
Ленд-арт – это не просто ландшафтный дизайн, а целое направление в искусстве, которое в XXI веке, когда о «зеленых технологиях» и окружающей среде не говорит только ленивый, считается одним из важнейших. Имена звезд этого вида деятельности уже прочно входят в обиход кураторов, критиков и ценителей, и особенно среди них выделяется Патрик Догерти со своими невероятными работами.
Разноцветный рай: как японцы видят эстетику прекрасного
Япония – страна, где люди верны традициям. Не исключение и цветовая гамма, которая в мироощущении японцев обрела чуть ли не божественное происхождение. «Цвет утреннего неба», «глубина ночного шатра», «полутона после рассвета» - так окрестили краски, которые созерцали в мире вокруг себя. Словом «цвет» называли любимого человека – наверное, в многогранных интонациях колористики сосредоточились самые нежные и прекрасные чувства. Сегодня OUTLOOK расскажет, на чем основана символика оттенков в стране восходящего солнца...
Театр Арто: жизнь в подражание искусству
Приходя в Театр жестокости, человек попадает в самый центр представления: здесь все, от чего мы прячемся в повседневных заботах, – свобода и изолированность, жизнь на грани, слияние с толпой до потери себя и одинокое пребывание на вершине. Драма бытия завлекает в свои недра, отголосок трагизма захлестывает публику – и зритель, сам того не замечая, оказывается в ловушке собственного восприятия. Все это – о так называемом «крюотическом театре» (the atredecruaute), детище французского драматурга и режиссера, эксцентричного и шокирующего Антонена Арто.
«Frida and Diego». В Киеве открыли фотовыставку, посвященную Фриде Кало и ее супругу
«Дали в юбке», «Величайший провокатор прошлого века», эпатирующая и вселяющая уверенность в почти безграничный потенциал человека, Фрида Кало удивляла современников и продолжает восхищать поклонников ее творчества и сегодня. Заглянуть за кулису жизни мексиканского гения теперь могут и киевляне. При поддержке Посольства Мексики в Украине в Национальном музее имени Тараса Шевченко открылась выставка фотографий, посвященных отношениям Фриды Кало и ее супруга Диего Ривера.
Заклинатели: как заставить змею танцевать
Магический танец змеи в такт мелодии флейты, часто описанный в восточных сказках и изображенный в фильмах, – не просто выдумка, а настоящий символ этих стран. В Египте, Индии, странах Африки и некоторых других государствах ползучих приручают и делают из этого зрелищную забаву...
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
Грязное творчество
Грязные автомобили – как холст для художника. К такому искусству можно относиться по-разному. Кто-то будет морщить нос и брезгливо одёргивать одежду. Другие обязательно захотят ткнуть в такую картину пальцем, чтобы проверить всю хрупкость «полотна» и размазать её очертания. Третьи обязательно сделают селфи. Однако равнодушным не сможет остаться никто.
Цветы по-украински. Екатерина Белокур
В любом творчестве есть форматы: попав «в мейнстримовую струю», художник не будет голодать. Однако во времена тоталитарные, когда все сферы человеческой жизни корректируются, про индивидуальность нужно забывать. Наверное, на зло системе и появляются самородки, труд которых становится бессмертным. Про одного из таких, сегодня в OUTLOOK.
12 ликов Южной Кореи
Когда-то выразить своё недовольство грубостью или жадностью хозяев, а то и обратиться к какому-либо божеству с нескромной просьбой корейские крестьяне могли лишь в танце, надев при этом маску. Сохраняя свою анонимность, люди разыгрывали сцены из жизни, плакали и смеялись. А в конце представления судьба награждала хороших героев и наказывала злодеев.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Закрыть
Outlook facebook page