RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Routemaster: хозяин лондонских дорог

Routemaster: хозяин лондонских дорог

Мы начинаем новый цикл материалов о легендарном транспорте, который уже давно стал символом того или иного города. Наш первый герой – знаменитый красный автобус «Routemaster», рассекающий лондонские улицы уже много лет.

Сегодня Лондон – крупнейший по численности населения город Европейского Союза: согласно переписи, в нем и его ближайших пригородах проживает не меньше 12 миллионов человек. Поскольку практически каждый из этого гигантского числа ежедневно куда-то едет, переоценить важность городского транспорта попросту невозможно. Вернемся примерно на 150 лет назад, когда британская столица вообще была наиболее заселенной в мире, в ней проживало 5 миллионов человек. Именно тогда и начиналась славная история красных автобусов.

От лошадей к двигателю

Еще в далеком 1847 году английская компания Адамс и Ко, дабы удовлетворить потребности жителей мегаполиса, разрастающегося не по дням, а по часам, начала создавать омнибусы – огромные кареты, запряженные лошадьми. Это чудо инженерной мысли можно считать прообразом не только лондонского красного автобуса, но и городского общественного транспорта в целом. Постепенно у омнибусов начал появляться второй этаж, и сами они становились все просторнее, однако и пассажиров не становилось меньше, поэтому втиснуться туда, особенно ранним утром, было настоящим счастьем.

Такие экипажи использовались вплоть до начала Первой мировой войны, постепенно теряя свою популярность: лондонцы пересаживались в метро, а также в скоростные трамваи и троллейбусы, которые были гораздо быстрее лошадей. Однако «автобусы» и не думали сдаваться, воспользовавшись технической революцией, которая неразрывно связана с войной. Уже в 1920-х на улицах появились разноцветные модели NS Type, чьи лошадиные силы были уже надежно спрятаны под капотом. Их ругали за шум, неудобный салон и склонность к поломкам, поэтому горожане не так уж охотно ими пользовались, и казалось, что скоро и они канут в лету. Однако в 1954 году ситуация изменилась раз и навсегда, а Лондон при наличии другого качественного транспорта стал городом автобусов.

На арену выходит «Рутмастер»

Британская автомобилестроительная компания AEC поставила перед собой амбициозную задачу: сделать автобус, который был бы не только вместителен и напичкан последними техническими новинками, но и создавал бы комфортную для пассажиров обстановку. Как показала практика, такой моделью стал «Рутмастер», известный еще как «Хозяин дороги», полностью заменивший троллейбусы. Именно эти красавцы, выпускаемые в ярко-красном цвете и вмещающие в себя более 60 пассажиров, и стали настоящим символом Лондона наряду с Биг Беном, Тауэром и телефонными будками.

Их отличительная особенность – отсутствие дверей, что приходится по нраву не только клаустрофобам, но и всем, кто любит британский дух свободы. Входить и выходить через платформы можно очень быстро, что немаловажно в пробках, а водитель не отвлекается на продажу билетов – в этом ему помогает кондуктор. Сегодня этим никого не удивишь, но для лондонцев и уж тем более гостей города в 1954 году такой состав экипажа был диковинкой, а качественное обслуживание стало мощным стимулом для развития транспортного сервиса в целом.

Быстрые, устойчивые (несмотря на кажущуюся неуклюжесть, «Рутмастер» практически невозможно опрокинуть), безопасные и – самое главное – атмосферные и удобные двухэтажные лондонские автобусы покорили мир. Их начали заказывать во многие страны, и практически все мировые столицы и города с достопримечательностями обзавелись похожими моделями, катаясь на которых туристы не только перемещаются, но и любуются видами.

Смена традиций

Лишь спустя 30 лет, в 1980-х, лондонские власти впервые задумались о замене даблдеккера. Первые разговоры об этом породили чуть ли не революцию: горожане и не думали пересаживаться на другие автобусы, поэтому эксплуатацию было решено продлить. После модернизации и капитального ремонта Рутмастеры снова приступили к выполнению своих обязанностей, однако в 2005 году их более чем пятидесятилетний цикл таки подошел к концу. В рамках программы по реконструкции городского транспорта к Олимпиаде – 2012, чьей столицей был избран Лондон, было решено создать новые автобусы.

После многочасовых общественных слушаний, изучения мнений экспертов и самих лондонцев, предложений от промышленников было найдено компромиссное решение – на улицы так и быть выйдут не Рутмастеры, а современные, с низким полом, полностью автоматизированные, экологически чистые, но в их дизайне многое должно напоминать легендарный даблдеккер. Результатом всего этого стала модель, которая так и называется «Newbus 4 London». Она действительно удобна, оборудована всем необходимым для людей с ограниченными возможностями и еще более безопасна. За ее производство отвечают британская компания Wright Group и шведская Volvo. Сейчас в городском парке таких автобусов около 7500, и они прекрасно выполняют свою работу, перемещая 6 миллионов человек в день. Сами лондонцы уже к ним привыкли, тем более, что какие-то элементы «Рутмастера» в них присутствуют. Однако от ностальгии не убежать, поэтому муниципалитет оставил несколько специальных туристических маршрутов, на которых действуют именно «Хозяева дороги». Как шутят англичане, добрая половина пассажиров – вовсе не туристы, а сами лондонцы, катающиеся на них.

Интересные факты о даблдеккерах:

Последние «официальные» рейсы «Рутмастера» были в апреле 2005 года. В те дни Лондон был парализован: тысячи, если не миллионы горожан со слезами на глазах вышли на улицы, чтобы отдать дань памяти и уважения своему любимому транспорту.

В большинстве своем иностранцы знают только о красных двухэтажных автобусах. На самом деле за многолетний срок эксплуатации их время от времени перекрашивали и украшали различными рисунками, приурочивая это к определенной дате или событию. Например, в честь юбилея королевы они на какое-то время стали золотыми, а перед выходом третьей части саги о Гарри Поттере – лиловыми.

В 1968 году вышла последняя серийная модель «Рутмастера».

Стоимость одного экземпляра современного «Нового автобуса для Лондона» – 330 тысяч фунтов. Раритетные модели продают и дороже – из них устраивают бары, кофейни, свадебный транспорт, да и просто собирают в коллекции.

Единственное место, где можно своими глазами увидеть всю эволюцию лондонских автобусов, не пропустив ни одной модификации, – Британский транспортный музей, расположенный в развлекательном районе столицы Ковент Гарден. 

Фото picsfab.com, hehz.ru, upload.wikimedia.org, c1.staticflickr.com, wrightbusinternational.com, studybritishenglish.co.uk

Вам это будет интересно:
Британская глубинка: в поисках тайн Альбиона
Зеленые склоны, поросшие вересковыми кустами, безлюдные пригородные дороги, узкие улочки с маленькими коттеджами и садами, пьянящими своими ароматами, – кажется, что британские деревушки не подчиняются течению времени. Словно замершие картины героического фентези, все они имеют свою историю...
Такси по-венециански: гондолы
Наверное, на планете нет такого человека, который хотя бы краем уха не слышал об удивительном итальянском городе на воде. Венеция с ее неповторимой архитектурой, фантастическими пейзажами и собственной атмосферой уже много веков манит людей со всех концов света. И чтобы прочувствовать ее по полной и увидеть под неожиданным углом, нужно обязательно поплавать на легендарных гондолах.
MUST-WATCH VIDEO: традиции чаепития в мире
Этот напиток настолько плотно вошел в жизнь человека, что иногда мы сами не замечаем, как снова поставили чайник на плиту. В мире существуют тысячи способов заваривания излюбленного питья. OUTLOOK предлагает вашему вниманию лучшие из них.
Такси по-нью-йоркски
Следующим героем нашего цикла о городском транспорте-символе стало желтое такси Нью-Йорка. Без этих ярких и невероятно маневренных машин просто невозможно представить Большое Яблоко и особенно его центр – Манхеттен. Кажется, что «шашечек» тут больше, чем людей.
Маленькие любимцы больших городов
Немцы заводят не только немецких овчарок, а в Бостоне можно увидеть не только бостонских терьеров. Люди выбирают собак, опираясь на личные предпочтения. Но иногда местные уж слишком тяготеют к определенной породе, и это становится особенностью тех мест. Сегодня попробуем разобраться, что способствуют этому: условия природы, мода или менталитет?
Амстердам. Двухколесная столица мира
Говоря о транспорте-символе города, никак нельзя не рассказать о велосипедах в Амстердаме. Каждый, кто хоть раз бывал в нидерландской столице, никогда не забудет ни самих голландцев, спешащих по делам на двухколесном друге, ни великолепной инфраструктуры, превратившей велик в безопасное, экологически чистое и полезное для здоровья средство передвижения.
Кокни: насмешливое британское наречие
Не так давно Лондонский музей провел опрос среди посетителей. Как оказалось, добрая половина опрошенных понятия не имеет, что такое «матушка Хаббард» (шкаф) и «Томми Таккер» (ужин). Странные прозвища для предметов, знакомых каждому; известная нынче форма ain't (вместо am not), а также пропадающая буква h в некоторых словах ...
История одной улицы: Пикадилли Стрит
Лондон – это город, который просто не может не впечатлить. Каждый его гость обязательно чем-то восхищается: кто-то архитектурой, кто-то сумасшедшим ритмом жизни, а кто-то викторианским духом и аристократической атмосферой в нашем XXI веке. Его улицы – настоящий кладезь для собственных исследований, а начинать их надо с легендарной Пикадилли Стрит.
Что они едят: Великобритания
Кухня Великобритании – ночной кошмар диетологов, гурманов и прочих экспертов по здоровому питанию. Типичный англичанин не особо чтит поварское искусство и ради экономии времени перекусывает на ходу, а свежие овощи и фрукты присутствуют в рационе чисто номинально. Но если очень постараться, то и в Альбионе можно получить яркие гастрономические впечатления, зная, что и где искать.
Гетто мира: Валлийская Аргентина
Аргентинская Патагония славится не только своей невероятной природой и огромными запасами нефти. Провинция Чубут, расположенная там – удивительная земля, где уже полтора столетия в мире и согласии живут южноамериканцы и валлийцы, которых туда занесла судьба.
Игра аристократов. Крикет
Высший свет Англии и крикет – почти что как чай с молоком. Могут существовать и порознь, но вместе все же «вкуснее». А если вы до сих пор путаете крикет и крокет - не переживайте, сейчас все объясним. В последний майский день 1787 года на Туманном Альбионе был основан первый профессиональный крикетный клуб.
История улицы: Паломники Бервик-стрит
Все еще мечтаете перейти дорогу на Эбби-роуд, как легендарные The Beatles, или жаждете услышать стук сердца свингующего Лондона на Карнаби-стрит? Тогда вам следует хорошо изучить путь на Бервик-стрит и приобщиться к любимому месту паломничества поклонников музыки и не только. Район Сохо иногда называют фойе артистического Лондона.
Гетто мира: В Лондон за болливудскими шедеврами
OUTLOOK продолжает свой цикл материалов о национальных гетто – массовых поселениях эмигрантов вдали от Родины. На очереди рассказ о Саутолле – пригороде Лондона, который куда больше напоминает небольшой индийский городок, хотя до 50-х годов эта местность была не более, чем самый обычный пригород Лондона, 90 %которого населяли местные жители!
Говорит и показывает BBC
Очень часто СМИ воспринимаются как оружие политиков и олигархов. Люди слишком привыкли никому не доверять. Тем не менее одна компания за неполные 100 лет деятельности подняла свой авторитет очень и очень высоко. Мы говорим, конечно же, о знаменитых BBC… С момента появления канала в 1922 году было проведено миллионы эфиров, интервью и расследований.
Wimbledon: истоки британских традиций
Подошел к концу Wimbledon 2014 - третий в нынешнем сезоне турнир серии Большого шлема. История его насчитывает тысячи сыгранных сетов и... не меньшее количество любопытных фактов.
Закрыть
Outlook facebook page