RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  Routemaster: хозяин лондонских дорог

Routemaster: хозяин лондонских дорог

Мы начинаем новый цикл материалов о легендарном транспорте, который уже давно стал символом того или иного города. Наш первый герой – знаменитый красный автобус «Routemaster», рассекающий лондонские улицы уже много лет.

Сегодня Лондон – крупнейший по численности населения город Европейского Союза: согласно переписи, в нем и его ближайших пригородах проживает не меньше 12 миллионов человек. Поскольку практически каждый из этого гигантского числа ежедневно куда-то едет, переоценить важность городского транспорта попросту невозможно. Вернемся примерно на 150 лет назад, когда британская столица вообще была наиболее заселенной в мире, в ней проживало 5 миллионов человек. Именно тогда и начиналась славная история красных автобусов.

От лошадей к двигателю

Еще в далеком 1847 году английская компания Адамс и Ко, дабы удовлетворить потребности жителей мегаполиса, разрастающегося не по дням, а по часам, начала создавать омнибусы – огромные кареты, запряженные лошадьми. Это чудо инженерной мысли можно считать прообразом не только лондонского красного автобуса, но и городского общественного транспорта в целом. Постепенно у омнибусов начал появляться второй этаж, и сами они становились все просторнее, однако и пассажиров не становилось меньше, поэтому втиснуться туда, особенно ранним утром, было настоящим счастьем.

Такие экипажи использовались вплоть до начала Первой мировой войны, постепенно теряя свою популярность: лондонцы пересаживались в метро, а также в скоростные трамваи и троллейбусы, которые были гораздо быстрее лошадей. Однако «автобусы» и не думали сдаваться, воспользовавшись технической революцией, которая неразрывно связана с войной. Уже в 1920-х на улицах появились разноцветные модели NS Type, чьи лошадиные силы были уже надежно спрятаны под капотом. Их ругали за шум, неудобный салон и склонность к поломкам, поэтому горожане не так уж охотно ими пользовались, и казалось, что скоро и они канут в лету. Однако в 1954 году ситуация изменилась раз и навсегда, а Лондон при наличии другого качественного транспорта стал городом автобусов.

На арену выходит «Рутмастер»

Британская автомобилестроительная компания AEC поставила перед собой амбициозную задачу: сделать автобус, который был бы не только вместителен и напичкан последними техническими новинками, но и создавал бы комфортную для пассажиров обстановку. Как показала практика, такой моделью стал «Рутмастер», известный еще как «Хозяин дороги», полностью заменивший троллейбусы. Именно эти красавцы, выпускаемые в ярко-красном цвете и вмещающие в себя более 60 пассажиров, и стали настоящим символом Лондона наряду с Биг Беном, Тауэром и телефонными будками.

Их отличительная особенность – отсутствие дверей, что приходится по нраву не только клаустрофобам, но и всем, кто любит британский дух свободы. Входить и выходить через платформы можно очень быстро, что немаловажно в пробках, а водитель не отвлекается на продажу билетов – в этом ему помогает кондуктор. Сегодня этим никого не удивишь, но для лондонцев и уж тем более гостей города в 1954 году такой состав экипажа был диковинкой, а качественное обслуживание стало мощным стимулом для развития транспортного сервиса в целом.

Быстрые, устойчивые (несмотря на кажущуюся неуклюжесть, «Рутмастер» практически невозможно опрокинуть), безопасные и – самое главное – атмосферные и удобные двухэтажные лондонские автобусы покорили мир. Их начали заказывать во многие страны, и практически все мировые столицы и города с достопримечательностями обзавелись похожими моделями, катаясь на которых туристы не только перемещаются, но и любуются видами.

Смена традиций

Лишь спустя 30 лет, в 1980-х, лондонские власти впервые задумались о замене даблдеккера. Первые разговоры об этом породили чуть ли не революцию: горожане и не думали пересаживаться на другие автобусы, поэтому эксплуатацию было решено продлить. После модернизации и капитального ремонта Рутмастеры снова приступили к выполнению своих обязанностей, однако в 2005 году их более чем пятидесятилетний цикл таки подошел к концу. В рамках программы по реконструкции городского транспорта к Олимпиаде – 2012, чьей столицей был избран Лондон, было решено создать новые автобусы.

После многочасовых общественных слушаний, изучения мнений экспертов и самих лондонцев, предложений от промышленников было найдено компромиссное решение – на улицы так и быть выйдут не Рутмастеры, а современные, с низким полом, полностью автоматизированные, экологически чистые, но в их дизайне многое должно напоминать легендарный даблдеккер. Результатом всего этого стала модель, которая так и называется «Newbus 4 London». Она действительно удобна, оборудована всем необходимым для людей с ограниченными возможностями и еще более безопасна. За ее производство отвечают британская компания Wright Group и шведская Volvo. Сейчас в городском парке таких автобусов около 7500, и они прекрасно выполняют свою работу, перемещая 6 миллионов человек в день. Сами лондонцы уже к ним привыкли, тем более, что какие-то элементы «Рутмастера» в них присутствуют. Однако от ностальгии не убежать, поэтому муниципалитет оставил несколько специальных туристических маршрутов, на которых действуют именно «Хозяева дороги». Как шутят англичане, добрая половина пассажиров – вовсе не туристы, а сами лондонцы, катающиеся на них.

Интересные факты о даблдеккерах:

Последние «официальные» рейсы «Рутмастера» были в апреле 2005 года. В те дни Лондон был парализован: тысячи, если не миллионы горожан со слезами на глазах вышли на улицы, чтобы отдать дань памяти и уважения своему любимому транспорту.

В большинстве своем иностранцы знают только о красных двухэтажных автобусах. На самом деле за многолетний срок эксплуатации их время от времени перекрашивали и украшали различными рисунками, приурочивая это к определенной дате или событию. Например, в честь юбилея королевы они на какое-то время стали золотыми, а перед выходом третьей части саги о Гарри Поттере – лиловыми.

В 1968 году вышла последняя серийная модель «Рутмастера».

Стоимость одного экземпляра современного «Нового автобуса для Лондона» – 330 тысяч фунтов. Раритетные модели продают и дороже – из них устраивают бары, кофейни, свадебный транспорт, да и просто собирают в коллекции.

Единственное место, где можно своими глазами увидеть всю эволюцию лондонских автобусов, не пропустив ни одной модификации, – Британский транспортный музей, расположенный в развлекательном районе столицы Ковент Гарден. 

Фото picsfab.com, hehz.ru, upload.wikimedia.org, c1.staticflickr.com, wrightbusinternational.com, studybritishenglish.co.uk

Вам это будет интересно:
Святая красота! Что скрывают самые известные аббатства мира?
Что вы себе представляете, когда слышите слово «аббатство»? Уверена, большинство в первую очередь вспомнят о Вестминстере. А что, если я скажу, что на самом деле это уже не аббатство? Так что же делает эти средневековые постройки особенными? Давайте разбираться на примере сооружений из разных стран Европы.
Где «зажигают» звезды
Мало что может сравниться с ярким звездным небом под аккомпанемент тишины. Именно о звездах OUTLOOK и расскажет, а вернее о местах, где на них открывается лучший вид.В Европе смотреть на звезды советуют не где-нибудь, а… в Словении. Дело в том, что эта небольшая страна – одна из самых чистых в мире, а следовательно, и атмосфера здесь не так сильно засорена смогом.
Кокни: насмешливое британское наречие
Странные прозвища для предметов, знакомых каждому; известная нынче форма ain't (вместо am not), а также пропадающая буква h в некоторых словах — все это о британском наречии кокни (cockney), колоритном диалекте, шокирующем консервативных англичан саркастичностью и эпатажем.
Амстердам. Двухколесная столица мира
Говоря о транспорте-символе города, никак нельзя не рассказать о велосипедах в Амстердаме. Каждый, кто хоть раз бывал в нидерландской столице, никогда не забудет ни самих голландцев, спешащих по делам на двухколесном друге, ни великолепной инфраструктуры, превратившей велик в безопасное, экологически чистое и полезное для здоровья средство передвижения.
Такси по-нью-йоркски
Следующим героем нашего цикла о городском транспорте-символе стало желтое такси Нью-Йорка. Без этих ярких и невероятно маневренных машин просто невозможно представить Большое Яблоко и особенно его центр – Манхеттен. Кажется, что «шашечек» тут больше, чем людей.
Гетто мира: Бедфорд: английская глубинка с итальянским привкусом
Сегодня рассказом об одном из наиболее удивительных сочетаний, какое только можно представить, таких непохожих друг на друга народов – итальянцев и англичан – мы продолжаем нашу рубрику, посвященную этническим гетто мира. Приготовьтесь отправиться вместе с нами в холодный и дождливый Бедфорд...
Британская глубинка: В поисках тайн Альбиона
Зеленые склоны, поросшие вересковыми кустами, безлюдные пригородные дороги, узкие улочки с маленькими коттеджами и садами, пьянящими своими ароматами, – кажется, что британские деревушки не подчиняются течению времени. Словно замершие картины героического фентези, все они имеют свою историю...
Поесть оригинально: самые странные кафе мира
Маркетологи и рестораторы – народ предприимчивый и готовый на все, лишь бы увеличить число посетителей собственного заведения. Часто способы их «заигрывания» с публикой похожи друг на друга, а дизайн и меню мало чем отличаются. Поэтому мы хорошенько поискали по всему миру и собрали для вас коллекцию действительно оригинальных заведений.
История одной улицы: Пикадилли Стрит
Лондон – это город, который просто не может не впечатлить. Каждый его гость обязательно чем-то восхищается: кто-то архитектурой, кто-то сумасшедшим ритмом жизни, а кто-то викторианским духом и аристократической атмосферой в нашем XXI веке. Его улицы – настоящий кладезь для собственных исследований, а начинать их надо с легендарной Пикадилли Стрит.
Солнце под стеклом. Лучшие оранжереи мира
Весна вот уже целый месяц царит на планете! Вскоре теплые куртки поменяем на легкие ветровки, а холод и серость сменит яркое солнце. И, конечно же, какая весна без зеленых деревьев и прекрасных цветов? Ну а чтобы ожидание желанных цветов и ароматов не было таким томительным, предлагаем вам насладиться красотой...
Такси по-венециански: гондолы
Наверное, на планете нет такого человека, который хотя бы краем уха не слышал об удивительном итальянском городе на воде. Венеция с ее неповторимой архитектурой, фантастическими пейзажами и собственной атмосферой уже много веков манит людей со всех концов света. И чтобы прочувствовать ее по полной и увидеть под неожиданным углом, нужно обязательно поплавать на легендарных гондолах.
С экрана в реальность и обратно: места, где снимались знаменитые фильмы
Сколько бывает видов туризма? Гастро, экотуризм, шопингтуры – разновидностей, наверное, столько, сколько и самих путешественников – каждому подавай свое. Сегодня же мы рассказываем о людях, посещающих места, ставшие локацией для съемок известных фильмов.
Быть цветам! Лучшие цветочные фестивали мира!
Лучший подарок для дамы - цветы. И правда, это невероятно романтично и красиво, подходит для любого возраста и статуса. Особенно хорошо, когда цветов много. Очень много! А где можно увидеть больше подобной красоты, как не на фестивале? Мы подобрали пять самых знаменитых и самых ярких.
Продается всё: лучшие рынки планеты
Сейчас сложно удивить человека, в особенности городского, большим магазином либо рынком, поскольку даже в мини-маркете у дома можно купить все. Тем не менее, по всей планете продолжают работать базары, о которых веками слагают легенды и рассказывают с восхищением, понимая, что они – намного больше, чем просто место для сбыта товаров.
Крылатые символы народов
У каждого государства есть свои официальные символы: флаг, герб и гимн. Но, помимо традиционных «опознавательных знаков», есть и народные – к примеру, любимая птица. Именно о них далее в OUTLOOK. Чтобы «задокументировать» народную любовь, в 1960 году в Токио на международной конференции по защите пернатых было принято понятие «национальная птица».
Тупик Мэри Кинг: платья и куклы для малышки Энн
На полотне шотландских легенд вышиты мистические узоры. Местные жители верят в призраков, привидений и в то, что каждый день за ними с высоты птичьего полета наблюдают души предков. Знаменитые шотландские предания остались не только на страницах книг. Сегодня OUTLOOK расскажет о секретах, спрятанных в тупике Мэри Кинг.
Глубокие музеи
Еще несколько веков назад морской транспорт был не просто самым популярным, но и единственным способом добраться из точки А в точку Б. Однако, как известно, форс-мажоры случаются на любых дорогах, и за длительную историю человечества множество кораблей так и не пристало к берегу... Тем не менее относительная «сохранность» им обрести вторую жизнь, превратившись в музеи.
Что они едят: Великобритания
Кухня Великобритании – ночной кошмар диетологов, гурманов и прочих экспертов по здоровому питанию. Типичный англичанин не особо чтит поварское искусство и ради экономии времени перекусывает на ходу, а свежие овощи и фрукты присутствуют в рационе чисто номинально. Но если очень постараться, то и в Альбионе можно получить яркие гастрономические впечатления, зная, что и где искать.
Не забыть зонтик и коктейль: самые удивительные пляжи планеты
С наступлением лета многие то и дело поглядывают на календарь, дожидаясь законного отпуска. А поскольку летний отдых чаще всего неразрывно связан с релаксацией у воды, никак нельзя забывать о пляжах – таких желанных и в то же время не похожих друг на друга.
Гетто мира: В Лондон за болливудскими шедеврами
OUTLOOK продолжает свой цикл материалов о национальных гетто – массовых поселениях эмигрантов вдали от Родины. На очереди рассказ о Саутолле – пригороде Лондона, который куда больше напоминает небольшой индийский городок, хотя до 50-х годов эта местность была не более, чем самый обычный пригород Лондона, 90% которого населяли местные жители!
Закрыть
Outlook facebook page