RU  UK  EN
Статьи  >  Представь  >  «Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру

«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру

Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты… Удивительно интригующее искусство изображать узоры на воде, неслучайно названное «эбру»!

Во время эксцентричных перформансов и при творческом подходе везде и во всем удивить среднестатистического ценителя прекрасного, стало быть, нелегко, но возможно. Искусство рисования на воде эбру – это не новое течение, а старинная практика. Хотя история у него весьма самобытная, мало кто вообще догадывался о существовании так называемого «танца красок». Где возникло это искусство и что собой представляет, давайте разбираться.

От этимологии слова «эбру» веет романтикой и… неопределенностью. Мнений несколько: одни считают, что «ab-ru» переводится с арабского как «вода для лица», другие полагают, что «ebre» – чагатайское слово, обозначающее «волнообразный». Наиболее популярная версия гласит: слово «ebri» придумали персы, и означает оно «облако». Подвижные рисунки на воде на самом деле напоминают плывущие вдаль облака.

Точных данных о том, где возникло искусство – нет, но всё те же исследователи сошлись во мнении, что «турецкое мраморирование» (как еще принято называть эбру) породил Восток. Считается, что пробудилось рисование на воде в городе Бухара в Узбекистане, после чего медленно и уверенно захватило внимание Ирана. Но самые интересные работы в профессиональном исполнении появились уже на территории солнечной Турции, в Стамбуле, и датируются одиннадцатым веком. Поэтому принято полагать, что «танец красок» – заслуга турецких мастеров, таинственных личностей, которые чтили традиции нанесения красок на водное полотно и хранили их в строжайшем секрете.

В Европе необычное искусство стало известным в пятнадцатом веке благодаря вездесущим торговцам и путешественникам. Они привозили из Турции незаурядные рисунки, а также книги с обложками, выполненными виртуозными умельцами в технике эбру. Такого рода изображения на протяжении долгого времени европейцы называли «турецкой бумагой». Что самое впечатляющее, каждая такая картинка была неповторимой и единственной. О подделках или копиях картин не было и речи.

Эбру – таинственный язык, которым владели избранные мастера в Турции, держа технологию мраморированной живописи под грифом секретно. Ценные знания передавались из поколения в поколение самым достойным последователям, ведь, чтобы создавать потрясающие рисунки, нужен не только талант, но и терпение, а также полная концентрация на творческом процессе. На «плавучем» фоне художники вырисовывали величественные мечети, изящные тюльпаны, замысловатые узоры… Приступая к работе, сам художник не знал, каким будет конечный результат, ведь своенравные краски и холст из воды – это полная противоположность статичному полотну и «ручному» маслу. В конце концов, из бесконечного потока метаморфоз были вычленены закономерные движения красок, которые даже получили свои собственные названия: «Отлив и прилив», «Цветок», «Фейерверк», «Шаль соловья» и «Зигзагообразность».

Гуру эбру привыкли использовать в работе только природные материалы, например, нектар гевена – смолу горного растения. Именно благодаря этому веществу, добавленному в воду, бесформенные капли краски не растворялись, а держались на поверхности, подчиняясь руке мастера. В этот момент кистями из конского волоса художник выводил причудливый узор, а тонким шилом добавлял загогулинам нужные очертания. После того, как сюжет был готов, и, казалось, вот-вот в нем заиграет жизнь, к нему прикладывали специальную бумагу, которая буквально вытягивала картину из воды. Так рождалось волшебное эбру – искусство созерцания.

История каждого изображения подвластна исключительно воображению его хозяина, но есть и традиционные символы, популярные среди турецких мастеров. Так, изображая дерево, художник приманивал семейное счастье, тюльпан отождествлял с грацией, священной любовью, созданная с помощью жидких красок гвоздика означала веру и мужество. Согласно исламу, тюльпан, родиной которого является Турция, а не Голландия, как принято считать, – символ Аллаха, а пышная роза – символ Мухаммеда.

Старинная техника эбру могла бы исчезнуть вместе с последними мастерами – хранителями этого особенного искусства и непостижимого дара. Но за последние десять лет в турецкое мраморирование вдохнули новую жизнь: жители родины тюльпанов не только организовывают выставки «живописи на воде», но и проводят мастер-классы по созданию картин, используя эбру в работе с тканями, керамикой, стеклом, кожей и деревом.

Эбру завораживает, дарит душевный покой, помогает обрести гармонию с собой, погружая с головой в глубины воды и цвета. Кто знает, возможно, однажды прикоснувшись к этому искусству, вы откроете его сокровенные тайны.

Фото karnaval23.ru, 4.bp.blogspot.com, gi-nn.ru, 3ton.club/wp-content/uploads/2015/09/12.jpg

Вам это будет интересно:
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Божественный мугам: музыка Азербайджана
Есть музыка, от которой хочется жить. Даже если при ее звучании по щекам текут слезы. Музыкальный жанр мугам разговаривает со слушателем на понятном ему языке. Каждый из нас переживал несчастную любовь или крушение идеалов. Эти темы стали источником вдохновения для музыкантов азербайджанского направления мугам. Об этом уникальном стиле OUTLOOK расскажет в материале.
Театр Арто: жизнь в подражание искусству
Приходя в Театр жестокости, человек попадает в самый центр представления: здесь все, от чего мы прячемся в повседневных заботах, – свобода и изолированность, жизнь на грани, слияние с толпой до потери себя и одинокое пребывание на вершине. Драма бытия завлекает в свои недра, отголосок трагизма захлестывает публику – и зритель, сам того не замечая, оказывается в ловушке собственного восприятия. Все это – о так называемом «крюотическом театре» (the atredecruaute), детище французского драматурга и режиссера, эксцентричного и шокирующего Антонена Арто.
Мне Рембрандта! С собой!
Живопись уже давно перестала быть просто искусством. Полотна великих художников не только вдохновляют, цепляют и заставляют думать. Они также мотивируют людей, желающих обогатиться. Сегодня мы поговорим об одной из работ Рембрандта, которая по количеству попыток завладеть ею даже попала в книгу рекордов Гиннесса.
Фаду: нежность и глубина португальских романсов
Двенадцатиструнная гитара, полумрак португальских ночей, свечи и пронзительный голос... Драматические мотивы романса фаду рассказывают о неразделенной любви. Ей не суждено сбыться в переплетениях судеб, но это не мешает чувствам воплощаться в трогательные звуки португальских романсов.
История бренда: Cirque du Soleil
Феерический шоу-проект Cirque du Soleil совершил переворот в цирковом искусстве, напомнив миру, что цирк может не только развлекать, но и творить новую реальность. Сумасшедшие эксперименты над человеческим телом отменяют власть земного притяжения, а мистерии звука и света заманивают зрителя в сумеречный лабиринт философских драм, предоставляя пробираться к солнцу вместе с героями постановок.
Не только черный. Неизвестные факты о Казимире Малевиче
3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с результатом в $60 миллионов была продана одна из самых редких работ в истории русского искусства - «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, который до сих пор считается одним из самых трудно понимаемых художников 20 века. Будто издеваясь над публикой, так он подписывал некоторые свои ранние работы: «Содержание картин автору неизвестно». OUTLOOK надеется, что собранные нами истории, связанные с личностью и творчеством, приблизят читателей к пониманию гениального супрематиста.
Иллюзии Сикстинской капеллы
Более чем полтысячи лет назад, взорам восхищенных римлян впервые открылась Сикстинская капелла. За это время рождались и умирали как сами мастера росписи, так и целые направления в изобразительном искусстве, а на капеллу, все так же разинув рты от восторга, глядят уже наши с вами современники.
Мандалотерапия
Вчера я сотворила Вселенную. Взяла немного гороха, риса, гречки, пшена, зёрен чёрного, белого перца и кардамона. Прихватила по горсти кофе и аниса. Затем у всего этого появился центр. Он разрастался, успокаивая мои мысли. Когда же последнее зёрнышко легло в круг, я опять ощутила забытую гармонию, услышала птиц сквозь шум машин на проспекте, повеяло ароматом фиалок...
Знай наших: Сергей Полунин
26 октября состоится долгожданная премьера документально-биографической картины «Танцовщик» о цене успеха, которую заплатил артист балета Сергей Полунин. Херсонец по происхождению, волею случая попадает в Королевский театр в Лондоне, где добивается оглушительного успеха, а затем исчезает из поля зрения, чтобы впоследствии снискать еще больше зрительской любви. Сегодня OUTLOOK продолжает серию материалов об успешных украинцах.
Африканские косички – красота, непокорность, любовь к свободе
Плетение косичек для африканцев – не только средство «себя показать». У этой традиции целая история: порой – славная, временами – драматичная. Знаменитые африканские косички, столь популярные в наши дни, родом из Египта, где это мастерство считалось сродни искусству делать обереги...
Турция - страна природных чудес
Переполненная шкатулка чудес Турции – сплошное вдохновение для сказочников. Когда люди впервые видят белые горы посреди теплой страны, то у каждого возникает разное желание: кто-то хочет упасть в ослепительные сугробы и сделать «снежного ангела», а некоторые представляют, что горы сладкие на вкус, как сахарная вата...
Цветы по-украински. Екатерина Белокур
В любом творчестве есть форматы: попав «в мейнстримовую струю», художник не будет голодать. Однако во времена тоталитарные, когда все сферы человеческой жизни корректируются, про индивидуальность нужно забывать. Наверное, на зло системе и появляются самородки, труд которых становится бессмертным. Про одного из таких, сегодня в OUTLOOK.
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Интервью с основателем танцевальной школы Frizzante Ларисой Осипенко
В водовороте жизненных событий мы часто стремимся достичь успеха, забывая о мелочах, которые приносят удовольствие и делают нас счастливыми. Эта история о человеке, состоявшемся в профессии, но вовремя остановившемся, чтобы реализовать свою давнюю мечту…
Восточная музыка суфиев: Кавали
«Любовь возникает, когда ты смотришь в глаза другого человека и видишь в них Бога», - так переводятся строки одного из арабских песнопений, называемого Кавали. Их авторство приписывают восточным странникам суфиям, которые, стремясь найти смысл существования, босыми ногами исходили полземли. В путешествиях они слагали песни...
Кабуки: тернистый путь цветка
Традиционный японский театр кабуки всегда оставался загадкой для европейского менталитета: понять спектакль без подсказок гида может разве что только специалист по культуре Страны восходящего солнца. Слово «кабуки» в переводе значит «мастерство песни и танца». Почему не оперетта?
Призрачная кисть госпожи Хокусай
Эксцентричный старец Кацусика Хокусай был настоящей звездой эпохи Эдо, творческим гением и зверским должником половины города. Он имел не менее 30 псевдонимов, поменял 93 дома и создал множество гравюр, рисунков и картин. Его известная «Большая волна в Канагаве» завораживает.
Брегенц. В театр в смокинге и на катамаране
Именно сейчас в австрийском городке Брегенц проходит невероятный ежегодный фестиваль Bregenzer Festspiele 2017. И специально для тех, кто считает театр и оперную музыку пережитками прошлого, мы расскажем об удивительном театре, где традиционное искусство сочетается с техническими и инженерными новинками, а еще с прекрасным видом на Альпы.
Закрыть
Outlook facebook page