RU  UK  EN
Статьи  >  Насладись  >  Не только черный. Неизвестные факты о Казимире Малевиче

Не только черный. Неизвестные факты о Казимире Малевиче

3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с результатом в $60 миллионов была продана одна из самых редких работ в истории русского искусства - «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, который до сих пор считается одним из самых трудно понимаемых художников 20 века. Будто издеваясь над публикой, так он подписывал некоторые свои ранние работы: «Содержание картин автору неизвестно». OUTLOOK надеется, что собранные нами истории, связанные с личностью и творчеством, приблизят читателей к пониманию гениального супрематиста.

Культовый «Черный квадрат» написан в 4 экземплярах. Два хранятся в Третьяковке, еще один – в питерском Русском музее. Четвертый экземпляр приобрел российский «Инкомбанк» у родственников художника в 1993 году за 250 тысяч долларов. Картину семья якобы нашла в чулане, на дне ящика с картошкой. В 1998 году, когда банк разорился, «Черный квадрат» стал главной ценностью в расчетах с кредиторами. На мировом арт-рынке начался ажиотаж, и чтобы полотно не вывезли за рубеж, в аукцион вмешалось российское правительство. В 2001 году произведение за миллион долларов приобрел владелец «Норильского никеля» олигарх Владимир Потанин. Он передал картину в «Эрмитаж».

Фото: kiеv.life

«Премьера» первого, самого старого варианта «Черного квадрата», состоялась в 1915 году на «Последней выставке футуристов „0,10“» в Москве. Концептуальное название расшифровывалось просто – «0» означал конец искусства в его традиционном понимании, а «10» – первый шаг авангардистов в направлении неизвестности. Под этим шагом Малевич и подразумевал супрематизм. 

Материалы по теме: Пабло Пикассо: поэт для своей эпохи

Однако коллеги художника по экспозиции запретили ему использовать сие слово – они не понимали, что Малевич имеет в виду. В супрематизме впервые в истории искусства доминантой было объявлено не изображение, а форму и цвет. Многие полагают, что Малевичу этой выставкой действительно удалось «похоронить» старое. Говорят, что Пикассо охладел к кубизму именно после того, как увидел «Квадрат».

Фото: dоwn.3zitie.cn

Второй вариант «Черного квадрата» в 1923 году Малевичу пришлось написать, потому что оригинал к тому времени стал выглядеть ужасно. Из завораживающей черноты предыдущего полотна стала банально облупливаться краска. Так бывает, когда картина написана поверх другой. У бедного Малевича действительно не было чистого холста, и ему приходилось экспериментировать на своих старых работах. Позже при помощи спектрального анализа реставраторы восстановили "первоначальную" картину. Ею оказался треугольник красного цвета.

Материалы по теме: Цветы по-украински. Екатерина Белокур

«Черный квадрат» написан мелкими ударными мазками в стиле импрессионистов. Интересно, что в ходе работы Малевич использовал все цвета палитры, кроме черного. Более того – ни одна из сторон «квадрата» не равна другой. Выходит, что «Черный квадрат» – совсем не квадрат, и тем более не черный. Изначально название у шедевра было «Четырехугольник».

Фото: mеdium.cоm

Подпись на полотне Малевич оставил следующую: «Я НАЧАЛО всего». Он утверждал, что пережил что-то вроде экстаза, «видел на холсте огненные молнии». В публичной лекции на закрытии выставки «0,10» Малевич назвал квадрат своим вторым идеальным «я», «живым царственным младенцем, дитем четвертого измерения и восставшим Христом». Эта работа стала его визиткой, подписью и манией. За несколько лет до смерти мастер спроектировал для себя супрематический гроб – с черными квадратом и треугольником на крышке. Последним квадратом в жизни художника стало основание его любимого дуба в деревне Немчиновка (100 на 100 см), где, согласно завещанию, его похоронили.

Фото: ccmеrksem.bе

Многие считают, что в 1930 году во время второго тюремного заточения (за «шпионаж в пользу Германии») Малевич придумал граненый стакан. Художника якобы «достала» хрупкость казенной посуды, и он решил добавить «ребра жесткости». А, выйдя на свободу, поделился своей идеей с автором скульптуры «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной. Мол, вместе они и спроектировали культовый в СССР предмет. К сожалению, это миф. Первый «гранчак» сошел с конвейера только в 1943 году в городе Гусь-Хрустальный. Новоиспеченная форма всего лишь помогала удержать стакан на поддоне только что изобретенных посудомоечных машин. Так сокращался бой посуды.

Материалы по теме: Поцелуи, граффити, боди-арт. Самые необычные протесты мира

Впрочем, Казимир Малевич все же заложил основы советского дизайна. Ваши бабушки, дедушки и даже родители наверняка помнят одеколон «Северный», который выпускался до середины 90-х годов. Его дизайн в 1908 году разработал нуждающийся в деньгах художник по просьбе знаменитого русского парфюмера Александра Брокара. Флакон выглядел как глыба льда, на которой в качестве крышки для духов горделиво возвышался белый медведь.

Фото: monаh.clаn.su

Из картона, гипса и дерева Малевич конструировал «архитектоны» – объемные композиции, в которых геометрические фигуры «врезались» друг в друга под прямым углом. Мастер верил, что именно такой будет архитектура будущего. И хотя тогда над ним смеялись, многие вертикальные архитектоны по конфигурации действительно напоминают современные небоскребы. Кроме того, считается, что творения Малевича использовались при проектировании главного корпуса МГУ.

Фото: dаvidhannafordmitchell.tumblr.com

Главное фото: wixstаtic.com

Вам это будет интересно:
Грязное творчество
Грязные автомобили – как холст для художника. К такому искусству можно относиться по-разному. Кто-то будет морщить нос и брезгливо одёргивать одежду. Другие обязательно захотят ткнуть в такую картину пальцем, чтобы проверить всю хрупкость «полотна» и размазать её очертания. Третьи обязательно сделают селфи. Однако равнодушным не сможет остаться никто.
Цветы по-украински. Екатерина Белокур
В любом творчестве есть форматы: попав «в мейнстримовую струю», художник не будет голодать. Однако во времена тоталитарные, когда все сферы человеческой жизни корректируются, про индивидуальность нужно забывать. Наверное, на зло системе и появляются самородки, труд которых становится бессмертным. Про одного из таких, сегодня в OUTLOOK.
12 ликов Южной Кореи
Когда-то выразить своё недовольство грубостью или жадностью хозяев, а то и обратиться к какому-либо божеству с нескромной просьбой корейские крестьяне могли лишь в танце, надев при этом маску. Сохраняя свою анонимность, люди разыгрывали сцены из жизни, плакали и смеялись. А в конце представления судьба награждала хороших героев и наказывала злодеев.
Перфекционизм – дело ювелирное...
Грустные глаза старика за окном внимательно следили за революционным пожаром, охватившим Петроград. Огонь распространился на дело всей его жизни – горделивое четырехэтажное здание задыхалось от крикливых комиссаров и матросов, присутствие которых казалось грубой шуткой после прежних посетителей.
Великие кривые Фриденсрайха Хундертвассера
Он выдумал свое имя, чтобы не походить ни на кого другого. Бунт его индивидуальности стал основой для огромного творческого наследия, а архитектура – продемонстрировала возможность совмещать экологичность и современные технологии. Сегодня говорим о величайшем Фриденсрайхе Хундертвассере.
Золото Балтики. У них в жилах течет янтарь
«У нас в жилах течёт янтарь», – шутят балтийцы. Они верят, что этот солнечный камень – это слёзы богини Юрате. По легенде, она имела неосторожность полюбить простого рыбака Каститиса, который ежедневно приходил на берег закидывать сети в Балтийское море...
Белое золото Поднебесной. Китайский фарфор
Цивилизация древнего Китая одной из первых открыла для себя керамику. Установлено, что уже во II тыс. до н.э. температура обжига гончарных изделий, найденных в долине Хуанхэ, приближалась к 1200°С. По мнению ряда исследователей, изобретение фарфора было продиктовано стремлением найти замену нефриту и жадеиту.
Супруга Посла Грузии в Украине провела встречу Ambassadors Spouses Club и показ национальной одежды
Супруга Чрезвычайного и Полномочного Посла Грузии в Украине Ирина Султанишвили провела встречу Ambassadors Spouses Club, в рамках которой были продемонстрированы образцы традиционной одежды.
Ручная работа: персидские ковры
В те времена, когда персидским воинам не было равных, а их силе покорились Римская империя и Аравийский полуостров, из-под пальцев мастериц народа-победителя вышел первый шедевр. «Весенний ковёр» стал самым дорогим в истории человечества. Он символизировал власть и мощь персов, а его красота повествовала о божественном происхождении царя Хосрова І.
В Киеве 7-11 марта выступит Национальный балет Грузии - Сухишвили
Встречайте в Киеве! В начале весны с новой шоу-программой самый прославленный коллектив Грузии – Национальный балет Сухишвили. Более 100 профессональных танцоров, 2,5 тысячи костюмов, живая музыка и неповторимая атмосфера подарят незабываемые впечатления и замечательное весеннее настроение.
Пионеры моды
Мода – это поступок. Мода – это проявление свободы. Не побоявшись оказаться однажды смешным и непонятным, человек рискует стать частью модной истории. Чьи-то имена она запоминает, кого-то незаслуженно не замечает, а для других становится делом, смыслом всей их жизни.
При поддержке посольства Беларуси в столице прошел спектакль Минского театра-студии Киноактера
В Киевском академическом театре драмы и комедии при поддержке Посольства Беларуси в Украине и Киевской городской государственной администрации прошел спектакль "Брачный договор" Минского театра-судии Киноактера. Постановка прошла в рамках гастрольного тура по Украине.
Куда сходить? Пять самых интересных музеев современного искусства Европы
Франсуаза Барб-Галль учит, как разговаривать с детьми об искусстве. Она в своих книгах приводит примеры, учит видеть то, что не видят другие, замечать детали и забывать о ярлыках. Но стоит признать, что среди взрослых есть крайне мало людей, которые могут похвастаться знаниями в этой сфере.
Муралы: новый подход к старому искусству
Современные города уже нельзя представить без муралов – масштабной по своему размеру живописи, украшающей здания. Мы не только собрали в своей коллекции наиболее яркие работы изо всех уголков планеты, но и постарались узнать как можно больше интересного о самом этом направлении искусства.
Сахарная живопись Китая: искусство из ложки
Цветы и деревья, животные и птицы, драконы и герои сказок – словом, все, что только придет в голову, может здесь превратиться в объект... съедобного искусства. Удивительной техникой рисования горячим сахаром владеют китайские мастера из провинции Сычуань. Картины, выполненные практически карамелью, не могут быть ни "отредактированы", ни перерисованы.
Азулежу – история из кафеля
Нередко убеждаешься, что в руках мастера, вкладывающего душу в свои творения, обычный обрубок дерева превращается в волшебную скрипку, кусок гипса – в античную скульптуру, и даже глиняная плитка выглядит, как произведение искусства!
«Танцующие краски» или турецкое рисование на воде – эбру
Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. Сложно вообразить себе, что воду можно использовать в качестве холста, создавая неповторимые рисунки разноцветными красками: одна жидкость ложится на поверхность другой, рождая смысловые сюжеты… Удивительно интригующее искусство изображать узоры на воде, неслучайно названное «эбру»!
Шаг за грань: магическое искусство уичоли
Ослепительные сполохи древнего знания в разноцветных переливах бисера и пряжи на мозаиках индейцев уичоли увлекают фантазию в бесконечное путешествие по ветвям мирового древа. Духовные образы обретают плоть в затейливых орнаментах, сопровождающих крестьянина-мексиканца на всех этапах жизненного пути.
Божественный мугам: музыка Азербайджана
Есть музыка, от которой хочется жить. Даже если при ее звучании по щекам текут слезы. Музыкальный жанр мугам разговаривает со слушателем на понятном ему языке. Каждый из нас переживал несчастную любовь или крушение идеалов. Эти темы стали источником вдохновения для музыкантов азербайджанского направления мугам. Об этом уникальном стиле OUTLOOK расскажет в материале.
Театр Арто: жизнь в подражание искусству
Приходя в Театр жестокости, человек попадает в самый центр представления: здесь все, от чего мы прячемся в повседневных заботах, – свобода и изолированность, жизнь на грани, слияние с толпой до потери себя и одинокое пребывание на вершине. Драма бытия завлекает в свои недра, отголосок трагизма захлестывает публику – и зритель, сам того не замечая, оказывается в ловушке собственного восприятия. Все это – о так называемом «крюотическом театре» (the atredecruaute), детище французского драматурга и режиссера, эксцентричного и шокирующего Антонена Арто.
Закрыть
Outlook facebook page